Венгерский журналист: "Азербайджанцы гордятся тем, что поставили точку в тридцатилетнем конфликте"
Читать на сайте Вестник КавказаОсенью прошлого года Азербайджан всего за 44 дня освободил оккупированные Арменией территории, и сейчас боевой настрой народа сменился чувством гордости за завоеванную победу, пишет побывавший в Азербайджане венгерский журналист Ласло Давид в ведущей новостной газете Венгрии "Мадьяр Немзет".
По его наблюдениям, практически повсюду вдоль дорог, в витринах магазинов и в окнах домов выставлены щиты с фотографиями погибших за освобождение азербайджанских территорий шехидов, а их могилы на кладбищах покрыты несметным количеством цветов. На фотографиях – молодые люди в военной форме с гордо поднятыми головами. Местные жители рассказали журналисту, как погиб каждый из шехидов – мучеников, отдавших жизнь за Родину. Здесь помнят каждого.
"Много наших односельчан погибло, - с грустью рассказывает житель села вблизи Барды, показывая на щит, где размещено особенно много портретов. Сам я потерял старшего брата еще в 1990-х, когда армянские националисты оккупировали Нагорный Карабах".
Второй по численности населения азербайджанский город Гянджа тоже хранит следы войны. Ракетные обстрелы Гянджи, произведенные в октябре 2020 года, во время 44-дневной войны, привели к гибели невинных людей, в том числе женщин, стариков и детей, но никто из гянджинцев родной город не покинул.
Город расположен десятках километрах от линии фронта, но он все равно попал под обстрел армянских ракет. В Армении утверждали, что обстреливали Гянджу потому, что там находится военный аэродром, но азербайджанцы считают, обстрелы мирного населения из запрещенного оружия ставили целью запугать мирное население, заставить людей бежать из своих домов.
Несколько человек - женщины и дети - уехали, но все мужчины остались. В результате обстрелов жилых кварталов Гянджи 4, 11 и 17 октября армянскими ВС с применением артиллерийских и баллистических ракет, погибли 32 мирных жителя и еще десятки были ранены. Кроме того, 5 октября вооруженные силы Армении подвергли артиллерийскому обстрелу центральный рынок Гянджи, в результате чего были госпитализированы три человека, а 8 октября была обстреляна школа. От попадания баллистических ракет целые кварталы обрушались как карточные домики. И сейчас здесь можно заглянуть в окна домов, где время остановилось в момент обстрела.
На краях воронок, оставленных ракетами, – цветы и плюшевые игрушки. Но сквозь руины уже пробился подсолнух.
Азербайджан заплатил немалую цену за победу. В ответ на вопрос журналиста, стоило ли, люди в один голос отвечали: "Мы счастливы!" Азербайджанские территории были оккупированы десятки лет, и в 44-дневной войне за их освобождение воевали те люди, которые в то время или еще не родились, или были детьми. Но когда началась война, азербайджанский народ выступил в едином строю – многие просили отправить их на фронт добровольцами, хотя тотальную мобилизацию не пришлось объявлять. Боевой дух поднимала песня Ateş, или "Огонь", напоминающая по стилю хеви металл, которую исполнили местные звезды эстрады, знакомые зрителю, в основном, по лирическим композициям. Сейчас эту песню в Азербайджане знают все, она имеет более полутора миллионов просмотров на YouTube, а во время войны - лилась из каждого окна.
Символом победы стало также имя президента Ильхама Алиева, которое войдет в историю как имя победителя. Его фотографию в военной форме можно увидеть на огромных плакатах по всей стране. Алиев удостоен лаврами победы как верховный главнокомандующий, что еще больше укрепило его поддержку в народе.
Также впечатлил венгерского журналиста расположенный у набережной Баку Парк трофеев. Вход в парк для местных жителей стоит всего несколько манатов, и хотя он открыт с апреля, даже сейчас интерес к нему не ослабевает. У входа в парк надпись "Карабах это Азербайджан" выложена из номерных знаков, снятых с армянских автомобилей. В парке можно увидеть пробитые снарядами многотонные танки, бронетранспортеры и зенитки, на которых хорошо видны фатальные пробоины.
Азербайджанцы гордятся тем, что поставили точку в тридцатилетнем конфликте, хотя границы Нагорного Карабаха закрыты в целях безопасности, прежде всего, из-за минных полей. Вход на эти территории возможен только по особому разрешению, поэтому большинство азербайджанцев пока еще не имело возможности увидеть освобожденные земли.