"Газпром" займется поставками водорода?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Независимые производители водорода могут получить доступ к газотранспортной системе (ГТС) "Газпрома", чтобы снизить стоимость его транспортировки – с таким предложением выступило Минэкономразвития России, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на проект дорожной карты по увеличению экспортного потенциала водородной энергетики РФ.

Для этого в министерстве предложили до декабря 2022 года внести изменения в законодательство, чтобы разрешить строительство водородных проектов в непосредственной близости от магистральных газопроводов, а при необходимости – и в их охранной зоне, - передает РИА Новости.

Мотивировка проста: все водородные проекты упираются в сложности транспортировки газа, стоимость которой может в несколько раз превышать стоимость самого производства, тогда как подмешивание водорода в общий поток природного газа способно снизить затраты производителей, это обойдется дешевле строительства отдельного канала, - отмечает издание.

Как водород будет выделяться из газовой смеси его покупателю, в документе не поясняется, хотя в теории водород из смеси можно извлекать на газораспределительных станциях.

Россия пока только начинает разрабатывать концепцию развития водородной промышленности, но уже планирует занять существенную долю этом на рынке. Инициатива Минэкономразвития "пока изучается", и речь пока идет о целесообразности такой транспортировки водорода, последующего его извлечения из смеси и безопасности эксплуатации такой газотранспортной системы, - поведали в Минэнерго страны.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, российскому правительству в развитии водородной промышленности интересен прежде всего экспорт водорода. "Пока что в России о переходе на водородное топливо никто не говорит, в то время как в Европе на водород делают большую ставку, предполагают использовать его как систему хранения энергии. Европейцы приняли стратегический документ Green Deal, в котором сказано, что ЕС должен к 2050 году полностью отказаться от ископаемых источников энергии. При этом переход на возобновляемую энергетику сопряжен с тем, что ее сложно хранить: если нефть, газ, уголь хранить можно, то как хранить ветер или солнечный свет? Поэтому придумали непотребленное электричество направлять на производство водорода, который потом можно сжечь. Поэтому водород – центральный элемент новой энергетической модели, как минимум, Европы", - рассказал он.

"Пока что проблема в том, что водорода из возобновляемых источников энергии явно не хватает для отказа от ископаемых. Для этого пришлось бы всю Европу уставить ветрогенераторами, например. Поэтому ЕС готов импортировать водород. Рынок водорода еще не сложился. Одна из версий – делать водород из природного газа, и тут Россия предлагает, что, если Евросоюз не захочет в какой-то момент покупать природный газ, мы будем присылать им водород. И тут как раз газопроводы "Газпрома" могут быть использованы для прокачки водорода. Причем европейцы заявляют, что на переходном этапе они модернизируют свои газовые электростанции так, чтобы турбины могли работать на смеси природного газа и водорода. Так что речь сейчас идет о том, чтобы по газопроводам добавлять в газ водород, и такую перемешанную субстанцию продавать европейцам. В дальнейшем, если они не будут покупать наш метан, в трубах останется один водород", - обратил внимание Игорь Юшков.

"Минэкономразвития здесь выступает как представитель интересов независимых производителей газа. В частности, компания "НОВАТЭК" активно продвигает эту повестку энергетического перехода в России. Они говорят, что у них на трассе "Ямал СПГ" есть электростанция, вырабатывающая электроэнергию для сжижения и охлаждения газа – и одну из турбин можно перевести на использование водорода. Что касается "Газпрома", то ему выгодна текущая ситуация, он является монополистом по экспорту природного газа и собственником газотранспортной системы. Нужно только принять законы о том, как регулировать экспорт смеси водорода и метана, будет ли у "Газпрома" монополия и на это или нет. Минэкономразвития этот вопрос и поднимает: давайте законодательно определимся, будет "Газпром" экспортером или нет. Для государства это было бы в какой-то степени правильно", - указал эксперт.

"Дело в том, что чем больше поставщиков водорода было бы из России в Европу, тем выше была бы конкуренция и ниже цены. Если водород облагается налогами и пошлинами по такому же принципу, что и экспорт газа, то для государства и бюджета конкуренция российских компаний на водородном рынке Европы – это негативное явление. Выгодно, чтобы конкуренция была низкой, а цены высокими, чтобы наполнять бюджет. При этом все еще непонятно, как будет функционировать водородный рынок, кто будет представлять кого и так далее. Поэтому в любом случае пока что мы видим, что Минэкономразвития пытается дать право экспорта водорода не одному "Газпрому", а множеству компаний", - заключил Игорь Юшков.