Левон Тер-Петросян раскрыл, почему карабахский конфликт не был урегулирован в 1997 году
Читать на сайте Вестник КавказаВ 1997 году у нас была возможность прийти к полновесному мирному решению проблемы Нагорного Карабаха, заявил в интервью Би-би-си бывший президент Армении Левон Тер-Петросян. "Была возможность решить эту проблему. То есть передать какие-то территории Азербайджану, заключить перемирие, и так далее, создать промежуточный статус Нагорного Карабаха, потом решить вопрос окончательного статуса Карабаха", - сказал экс-президент.
Напомним, что 1997 году Тер-Петросян исходил из того, что долгое время сохранять статус-кво невозможно, поскольку этого не позволят ни мировое сообщество, ни экономический потенциал Армении. "Отказ от компромисса и максимализм (стремление достичь максимального, а не возможного) - кратчайший путь к полной гибели Карабаха и ухудшению положения Армении… То, что мы отвергаем сегодня, в будущем должны будем просить, но не получим, как не раз бывало в нашей истории", - предсказывал тогдашний президент Армении. Тогда он утверждал, что противником Карабаха является совсем не Азербайджан, а международное сообщество.
Теперь, отвечая на вопрос корреспондента Би-би-си о том, представлял ли он к чему может привести "карабахское движение" в Армении, Тер-Петросян заявил: "Нет, не представляли. Когда мы начинали в 1988 году, ни у кого и в мыслях не было, что Советский Союз распадется… И вместо того, чтобы внимательно изучить эту проблему, советское руководство начало проводить совсем конфронтационную политику. Центр все более разжигал этот конфликт. Они ввели войска, объявили чрезвычайное положение, комендантский час и так далее и так далее. После этого процесс радикализировался".
Говоря о том, почему в 1997 году так и не найдено мирного решения конфликта, Тер-Петросян заявил: "Потому что карабахцы [этнические армяне, проживавшие в Нагорном Карабахе] считали, что этого мало, подход был максималистским, они думали, что можно еще дожать и получить больше. Да и не только карабахцы, и здесь, вокруг меня, в моей команде, были люди, которые были уверены, что это так. Они не пошли на этот план. Я тогда сказал, раз уж так вы думаете, что есть лучшее решение, пожалуйста, я же не могу сорвать это решение. Попробуйте, может быть получится".
Прогнозируя будущее Армении, экс-президент сказал: "У нас искажена власть. Восстановить это, все станет на свое место, будет нормальная страна, свободная страна и вопросы с Азербайджаном решатся, и вопросы с Турцией решатся. Но если Армения встанет перед катастрофической ситуацией, то вина будет наша. Только наша".