Армения не скрывает военных преступлений
Читать на сайте Вестник КавказаСтремление армянской стороны занять утраченные позиции и отомстить за новые потери привело к тому, что Ереван проигнорировал международные призывы к прекращению огня и нанес ракетные удары по азербайджанским населенным пунктам, пишет старший советник Центра анализа международных отношений Азербайджана Васиф Гусейнов в статье Deliberately killing civilians is war crime для Euractiv.
Три попытки установления режима прекращения огня, предпринятые Россией, Францией и США, не смогли остановить насилие и кровопролитие. В последние месяцы провокации, предпринимаемые правительством Армении против Азербайджана, достигли рекордного уровня и подтолкнули государства к войне.
Все более популистская и националистическая политика премьер-министра Армении Никола Пашиняна, пришедшего к власти после бархатной революции в Армении в середине 2018 года, резко радикализировала общество и милитаризовала повестку дня. Заняв премьмерский пост, Пашинян пообещал урегулировать армяно-азербайджанский конфликт и инициировал встречи с правительством Азербайджана для достижения этой цели, однако отказался от своих инициатив сразу же после того, как укрепил свою власть в стране.
Это сопровождалось принятием министром обороны Армении Давидом Тонояном военной доктрины "Новая война за новые территории", которая подразумевала оккупацию других азербайджанских территорий в случае новой войны. Все это убедило азербайджанскую сторону и международных наблюдателей в нежелании Армении деоккупировать 20% международно признанных территорий Азербайджана. Впечатление только усилилось печально известным заявлением Пашиняна о том, что "Карабах - это Армения и точка".
Напряженность между Арменией и Азербайджаном резко возросла в июле этого года, когда Армения обстреляла позиции азербайджанской армии в Товузском районе Азербайджана, регионе, имеющем стратегическое значение, поскольку через него проходят все транспортные и энергетические маршруты Азербайджана. Хотя столкновения, жертвами которых стали десятки человек, продолжались недолго, Армения упорствовала в своей милитаристской повестке. Поэтому начало новой войны ожидалось местными и международными наблюдателями еще в начале сентября. Правительство Азербайджана располагало разведывательной информацией о подготовке вооруженных сил Армении к нападению. Армения "готовится к новой войне. Они концентрируют свои силы у линии соприкосновения ... Мы следим за их действиями. Конечно, мы будем защищаться", - сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам 19 сентября.
Чрезмерная зависимость политического и военного руководства Армении от системы обороны, которую они построили вдоль линии соприкосновения между оккупированными азербайджанскими территориями и остальной частью Азербайджана, недооценка оборонительных возможностей Азербайджана, убежденность в возможности военного вмешательства России в войну по просьбе Армении, побудили Ереван начать новую военную операцию для реализации экспансионистской доктрины Тонояна.
Однако военные действия пошли не так, как ожидали в Ереване. Усиление армии Азербайджана современным оружием, особенно военными беспилотниками, в сочетании с решимостью и солидарностью общественности, помогло азербайджанской армии продвинуться в оккупированный регион и освободить около 30% территорий в первый месяц войны. Чем больше территорий теряли оккупанты, тем агрессивнее они становились. С одной стороны, желание вернуть утраченные позиции, с другой - цель отомстить за новые потери, привели к тому, что Ереван проигнорировал международные призывы к прекращению огня и нанес ракетные удары по азербайджанским населенным пунктам.
Однако агрессия не ограничивалась только линией соприкосновения, а распространялась на населенные пункты Азербайджана, находящиеся довольно далеко от линии фронта. Обстреливая мирные населенные пункты баллистическими ракетами SCUD и "Точка-У", а также РСЗО "Смерч", Армения стремилась вызвать гуманитарную трагедию в Азербайджане, посеять в обществе страх и тем самым вызвать недовольство населения правительством. Цель этих атак была разъяснена 6 октября Вагаршаком Арутюняном, главным советником премьер-министра Никола Пашиняна, который в интервью телепередаче "Вести" на телеканале Россия 1 заявил: "Сейчас мы выработали тактику нанесения ударов по артиллерии. А в дальнейшем наносим удары по мирным населенным пунктам, чтобы вызвать панику…" После этого заявления интервью Арутюняна было внезапно прервано продюсерами программы, которые, вероятно, осознали, что их гость открыто признался в военных преступлениях.
К сожалению, эту бесчеловечную стратегию пропагандировали не только официальные лица в правительстве Армении, но и представители общественности, и даже журналисты. Например, за несколько часов до смертоносного ракетного удара по азербайджанскому городу Барда 28 октября, армянский журналист Татул Акопян призвал свое правительство к "масштабной человеческой трагедии" в Азербайджане, как единственному способу заставить Азербайджан пойти на уступки.
В первые дни войны подверглись ракетным ударам азербайджанские города Гянджа и Мингячевир. Мингячевир был выбран, поскольку в городе находится крупнейшее на Южном Кавказе водохранилище, разрушение которого вызовет экологическую и гуманитарную катастрофу. Тот факт, что Армения выбрала его как потенциальную военную цель, был признан Арутюняном еще в июле, когда он заявил, что "если армянская сторона использует ракеты SCAD-B, чтобы поразить плотину Мингячевирского водохранилища, две трети территории Азербайджана окажется под водой".
В результате нападений на азербайджанские города, расположенные далеко за линией фронта, погибли более 90 азербайджанских мирных жителей и сотни получили ранения. Нередко нападения совершаются в полночь, когда большинство людей спит. Среди жертв уже оказалось более десяти детей, что вызвало в Азербайджане общенациональный гнев и призывы к мести. Руководство Азербайджана заявило, что ответит на поле боя, а также юридически привлечет Армению к ответственности за свои военные преступления. В течение последнего месяца нападений ВС Армении на мирное население Азербайджана в Баку демонстрировали сдержанность и применяли силу только на поле боя.