Киргизские политики "меняют обувь". Избиратели могут проголосовать против всех
Читать на сайте Вестник КавказаЗавтра Киргизия будет избирать депутатов парламента, и по данным опроса, более трех четвертей из 3,5 миллионов имеющих право голоса избирателей планируют воспользоваться демократическим правом. Но за кого они будут голосовать? The Diplomat в материале Kyrgyzstan Could Ultimately Vote ‘Against All’ in the Parliamentary Polls пишет, что аналитики не решаются прогнозировать результаты выборов, и дело здесь не в беспристрастности, как в соседних странах.
Результаты выборов в Таджикистане или Казахстане зачастую известны задолго до прихода граждан на избирательные участки. Однако некоторые особенности политических институтов и гражданской культуры Киргизии делают непредсказуемость воскресных выборов скорее тревожной, чем вдохновляющей. Во-первых, как пишет Крис Риклтон из Eurasianet.org, партии в Киргизии зачастую представляют собой ”временное средство обслуживания политических интересов”. Платформы партий, как правило, не сигнализируют избирателям о приоритетах политики, и сторонникам ничего не остается, кроме как следить за харизматичными, а иногда и помпезными политиками. Сами политики вряд ли связаны со своими партиями, о чем свидетельствует проект Эдиля Байызбекова по визуализации данных для информационного портала ”Азаттык”. Из 120 депутатов, работающих сейчас в парламенте, только 49 были представлено там более одного раза, и из них лишь пятеро на всех выборах выдвигались от одной партии.
Всплеск числа политиков, ”меняющих обувь” (так киргизы называют меняющих партии), можно в значительной степени связать с распадом Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК), партии президента Сооронбая Жээнбекова, которая в настоящее время является крупнейшей в парламенте. СДПК не борется за места в парламенте, но 38 действующих политиков не собираются отказываться от своих карьерных амбиций. Многие известные деятели партии включены в список партии ”Биримдик”, в том числе брат президента Асылбек Жээнбеков, но депутаты СДПК появляются в списках кандидатов от партий всего политического спектра.
Вариант ”против всех” лидирует в опросах, давая избирателям возможность воздержаться при формальном голосовании. Это более прямой способ выразить несогласие, чем испортить бюллетень или вообще отказаться от голосования. Еще в августе 15% респондентов в опросе, проведенном Международным республиканским институтом (IRI), заявили, что проголосовали бы против всех, если бы выборы прошли в тот период. Данные были подтверждены независимым опросом, организованным сайтом Shailoo.org (не путать с Shailoo.gov.kg, официальным сайтом Центральной избирательной комиссии Киргизии), согласно которому, 18% опрошенных, то есть более 25000 человек, против всех партий.
Конечно, ставки на то, что на голосовании 4 октября большинство проголосует за вариант ”против всех”, меньше, чем в опросах общественного мнения. Согласно статье 37.3 Конституционного закона о выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеш Кыргызской Республики выборы считаются недействительными, и должны быть проведены новые, если количество голосов, полученных самой популярной партией, меньше голосов ”против всех”.
Перспектива победы варианта ”против всех” на парламентских выборах 2020 года в Киргизии - маловероятный, хотя и не полностью невозможный сценарий. Неудовлетворенность системой широко распространена и сохраняется в последние годы. Более того, тот факт, что ни одна из партий, не преуспела в опросах и не получила широкой известности в масштабах всей страны, согласно августовскому опросу IRI, предоставляет варианту ”против всех” шанс.
Даже с учетом того, что правительство снизило порог для получения мест в парламенте с 9% (в 2015 году) до 7%, немногие партии смогут получить достаточно голосов, чтобы преодолеть эту отметку. ”Ата-Журт” была единственной партией, получившей поддержку не менее 7% в опросе IRI, а по данным опроса Shailoo.org, только ”Ата-Мекен” и ”Республика” достигли 7-процентной отметки.
Определенно, к результатам следует относиться с некоторой долей скепсиса: среди респондентов, участвовавших в опросе Shailoo.org и IRI, были те, кто делал свой собственный выбор и давал спонтанный ответ. Некоторые, например, проголосовали бы за такие партии, как ”Онугуу-Прогресс” и СДПК, которые не участвуют в выборах.
Аналитические ограничения предвыборных опросов еще больше усугубляются тем, что в политике Киргизии свою роль играют деньги и покровительство.
Еще в начале августа в видео для своего YouTube-канала Kontekst аналитик Азим Азимов предсказал хорошую явку для партии ”Биримдик” (которую Азимов назвал ”партией власти” из-за большого количества ветеранов СДПК) и ”Мекеним Кыргызстан” (партия связана с богатой и влиятельной семьей Матраимовых, причастных к делу о коррупции в Таможенной службе Киргизии). Хотя эти партии могут не получить административный ресурс, учитывая раскол СДПК, сильная финансовая поддержка и покровительство, тем не менее, предоставляют кандидатам в партийных списках поддержку по всей стране.
Сложно предсказать исход выборов, поскольку неизвестно, как скандалы, драки и кампании в Instagram, предупреждающие об обмене голосов на наличные повлияют на масштабный подкуп избирателей и манипулирование регистрацией избирателей. Ориентируясь на предыдущие выборы, можно предположить, что такое маловероятно. Однако удивительная особенность политики Киргизии заключается в том, что в ней все возможно: даже парламентские выборы, на которых ”никто” не победит.