Приграничная провокация Армении угрожала энергетическим и транспортным коридорам
Читать на сайте Вестник КавказаНе последнюю роль в июльской провокации Армении мог сыграть фактор энергетических и транспортных коридоров. Товузский район Азербайджана важен с точки зрения реализации крупных региональных проектов с участием Азербайджана и Турции. В случае захвата стратегических высот у границы, Армения могла бы угрожать таким проектам как железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, а также газопроводы в направлении Турции и Европы.
Arab News в материале Turkey may be indirect target of Azeri-Armenian clashes пишет, что столкновения на азербайджано-армянской границе 12 июля привели к гибели азербайджанского лейтенанта и четырех солдат. Два дня спустя в результате возобновившихся перестрелок погибли генерал-майор и семь солдат, а также неустановленное количество армянских военнослужащих.
Нагорный Карабах остается яблоком раздора между Арменией и Азербайджаном с тех пор, как в 1989 году армянские националисты начали просить о передаче Карабаха Армении. Масштабные военные столкновения продолжались с конца 1980-х годов по май 1994 года. Армения оккупировала не только Нагорный Карабах, но и другие районы Азербайджана - пятую часть всей территории страны. Соглашение о прекращении огня часто нарушалось, но ранее такие нарушения имели место вдоль линии соприкосновения войск, а июльская провокация произошла в Товузском регионе, на пересечении нескольких стратегически важных маршрутов – недалеко от нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, шоссе Турция-Грузия-Азербайджан и Трансанатолийского газопровода (TANAP). Такой стратегически важный перекресток, естественно, является важной военной целью.
Когда Турция и Азербайджан решили построить железную дорогу, чтобы связать восточную турецкую провинцию Карс со столицей Азербайджана Баку, уже существовала железная дорога, которая проходила через Армению. Но по политическим причинам было решено проложить новую железную дорогу в обход Армении через Грузию. Еще один крупный инфраструктурный проект, обходящий Армению: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Над ним работает партнерство нефтяных компаний из девяти стран: Турции, Азербайджана, США, Великобритании, Норвегии, Франции, Японии, Италии и Индии. Планируется, что он будет транспортировать миллион баррелей азербайджанской нефти в день в турецкий средиземноморский порт Джейхан. Более короткий и более экономичный маршрут мог бы пройти через Армению, но ни Турция, ни Азербайджан не хотели вовлекать Ереван в проект, поэтому решили проложить более длинный трубопровод, проходящий через Грузию.
Третий важный инфраструктурный проект, который никак не затрагивает Армению - TANAP. Этот трубопровод доставляет газ с азербайджанского месторождения Шахдениз в Европу, соединяясь с Грецией и Трансадриатическим трубопроводом, который пересекает Албанию и Адриатическое море, а затем проходит до Италии. TANAP удовлетворяет большую часть спроса Турции, направляя излишки в европейские страны. Этот газопровод конкурирует с двумя другими, по которым российский газ поставляют в Турцию, а затем в Европу.
Очевидно, что Россия не может стоять за провокацией 12 июля, поскольку, несмотря на противоречивые интересы по ряду сфер, Турция и Россия действительно сотрудничают в Сирии и во многих экономических вопросах. Кроме того, когда в 2018 году Никол Пашинян стал премьер-министром Армении, он выбрал проамериканский курс и создал ненужные проблемы для российских бизнесменов, действующих в стране. В ответ Россия задействовала выступающие против Пашиняна круги в стране и стала более тесно сотрудничать с президентом Арменом Саркисяном.
Недавние стычки сказались на жизни мирных жителей Товузского региона, и если бы они были вынуждены эвакуироваться, Армении проще было бы получить контроль над этой местностью. Такое развитие событий угрожало бы экономическим интересам Турции и Азербайджана на этом стратегическом коридоре. Эксперты не исключают: армянская сторона рассчитывала, что у Турции не хватит ресурсов для открытия нового фронта, поэтому возник соблазн спровоцировать Азербайджан на конфликт. Однако в ходе пограничного противостояния Анкара сразу же поддержала Баку на дипломатическом уровне, а военной мощи Азербайджана оказалось вполне достаточно, чтобы дать отпор провокаторам.