Саакашвили снова в игре
Читать на сайте Вестник КавказаЭкс-президент Грузии и бывший губернатор Одесской области Украины Михаил Саакашвили вновь востребован. Если его кандидатуру не провалит Верховная Рада, что маловероятно, он станет вице-премьером украинского государства по части реформ. Тбилиси отозвал посла на Украине. Похоже, в знак протеста. Ведь Саакашвили на родине обвиняется сразу по нескольким серьезным статьям уголовного кодекса и объявлен в розыск.
Кстати, посла Грузия отзывала и в первое пришествие Саакашвили в украинскую власть, когда президент Петр Порошенко назначил его губернатором Одесской области. Но потом Тбилиси и Киев замяли эту историю, не погружаясь в омут противоречий. Теперь комбинация повторяется. И она выглядит странно.
Победив на президентских выборах Владимир Зеленский одним из своих первых актов восстановил Саакашвили в гражданстве Украины. Экс-президент Грузии рассыпался в благодарностях и дал понять, что ждет следующего шага Зеленского. То есть приглашения на какую-нибудь заметную должность. Но не дождался. Более того, новый украинский лидер демонстративно дистанцировался от Саакашвили и даже отпустил едкое замечание в его адрес.
Саакашвили решил, что ему позволено самому обустраивать свое политическое будущее, и на какое-то время активизировался на партийном поприще, решив поучаствовать в парламентских выборах. Но, похоже, что-то не срослось и по этой линии. Он заметался, сделал несколько заявлений о передаче голосов своей партии то "Слуге народа" Зеленского, то начал аналогично "кооперироваться" с киевским мэром Виталием Кличко, но благодарностей, во всяком случае публичных, не получил. Тогда он увял и переключился на родную Грузию, где оппозиция старательно расшатывала власть "Грузинской мечты".
Он окунулся бы в абсолютно свою стихию, если б мог вернуться в Тбилиси, но получил недвусмысленный сигнал о том, что из аэропорта по кратчайшему маршруту будет препровожден в давно приготовленную для него камеру. Саакашвили издали помахал авиабилетом, пообещал сторонникам прибыть в Грузию любой ценой и любым путем, чтобы отправить в историю неформального правителя страны Бидзину Иванишвили. Естественно, не приехал. И дальнейшие его действия – это помесь действий шулера и шантажиста. Он то требовал от оппозиции активных революционных действий, то пугал власть недовольством США, то организовал гневные письма американских конгрессменов в адрес властей, то в различных городах США и Европы устраивал съезды эмигрантов, с которыми якобы пешком собирался вернуться в Грузию, то ссорился со своими грузинскими однопартийцами, то мирился. Но сам затух еще раньше, чем стал сходить оппозиционный всплеск.
Следующая волна активности пришлась уже на период пандемии. Саакашвили предложил грузинским властям за свой счет вернуть в страну несколько тысяч граждан Грузии, находящихся за рубежом, но взамен получил предложение угомониться, и уж если есть большое желание, то перечислить деньги в специальный фонд, а правительство само использует их для организации спецрейсов. В ответ Саакашвили объявил, что власти Грузии не хотят открывать "опечатанный" на карантин аэропорт, что оказалось, конечно, очередной фантазией, далекой от реальности. Через какое-то время он предложил властям временно до осени закрыть уголовные дела, дать ему вернуться в Тбилиси, а взамен обещал обеспечить инвестиций на несколько миллиардов долларов. И тут многоточие. Потому что получил предложение заняться делом. Напомним, что перед тем как стать губернатором Одесской области, Саакашвили вынашивал какие-то планы в отношении грузинской политики, но получив место на Украине тут же потерял интерес (во всяком случае, внешне) к Тбилиси.
И тут первая версия того, почему Саакашвили понадобился Зеленскому. Подчеркну – никаких доказательств, никаких "достоверных слухов" и т.п. Всего лишь версии.
В Грузии осенью должны состояться парламентские выборы. Неизвестно, правда, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация. В зависимости от нее их могут и перенести. Позиции правящей "Грузинской мечты" заметно пошатнулись. Несмотря на четкие действия властей в период пандемии, оппозиция найдет, за что ее атаковать. Хотя бы за объективно неизбежный экономический спад и ухудшение уровня жизни. Молва приписывает лидеру "Грузинской мечты" Бидзине Иванишвили и украинскому олигарху Игорю Коломойскому, возведшему в президентской кресло Зеленского, проверенную дружбу. Отвлечь Саакашвили в сложный для Иванишвили период от Грузии, занять его чем-то в Украине – почему бы нет?! Особенно если можно извлечь пользу в виде уравновешивания Михаилом Саакашвили набравшего слишком уж большой политический вес Арсена Авакова. Об их "теплых отношениях", сформировавшихся еще при Петре Порошенко, общеизвестно. А потом, когда или если нож дойдет до кости, устроить "размен" - убрать обоих в отставку. Правда, Саакашвили успел заявить, что не намерен продолжать выяснение отношений с Аваковым – дескать, время не то. Но, во-первых, зная Саакашвили, в это трудно поверить. Во-вторых, кто сказал, что Аваков будет спокойно сносить новоиспеченного вице-премьера, который уж точно перетянет на себя внимание прессы точно.
Версия вторая. Украинская власть успела дискредитировать себя в глазах Запада. В кризис нужны деньги, которые Киеву пока никто не спешит предоставлять. Саакашвили, все еще не растерявший поддержки в некоторых американских кругах, может стать "палочкой-выручалочкой", под которую на Украину придут деньги. Сам-то он – читай выше – на раз обещал Грузии миллиардные инвестиции. Конечно, мог гиперболизировать, но мало ли…
Версия третья. Зеленский и команда теряют в рейтинге. Спасать ситуацию должен яркий харизматичный политик, погруженный в украинские расклады, умеющий выстраивать отношения со СМИ и экспертами. Кандидатура Саакашвили подходит. Но при этом вскрывается слабость команды Зеленского, короткая скамейка "запасных", уж если понадобилось привлекать Саакашвили, подмочившего себе репутацию провальными реформами в Одесской области, а потом и вовсе анекдотичными похождениями в киевских кварталах, включая крыши домов, вплоть до ареста и вышвыривания из Украины в Европу. Но в любом случае, если не хлеб, то с возвращением Саакашвили во власть, зрелище украинскому народу обеспечено.
Версия четвертая. Саакашвили на должности вице-премьера – громоотвод от самого Зеленского. Никакие реформы сейчас на Украине невозможны – нет ресурсов, неподходящее время. Вся ответственность перекладывается на "легионера", который в плане реформаторства окажется, что "подсдулся" за 17 лет после "революции роз". И этим нынешняя власть выигрывает время. Обществу попутно ненавязчиво напоминают об абсолютном провале приглашенных на работу в Киев партийных друзей и подруг экс-президента Грузии, "отреформировавших" системы здравоохранения и правоохранительных органов так, что Украину до сих пор потряхивает. И неутешительный для публики вывод – промашка вышла, то, что они могли в Грузии, не смогли на Украине – климат, должно быть, не тот, да и вода в Днепре другая, чем в Куре.
Версия пятая. Американские кураторы устали от чрезмерно энергичного Саакашвили. В Грузию вернуть не удалось, так уж пусть на Украине поработает. Тем более, Зеленский пробуксовывает, а с энергией и амбициями Саакашвили… Мало ли, а чем черт не шутит? Разворошит, расшевелит, а там видно будет – может и выведет кривая куда-нибудь с толком.
Можно поднапрячься и придумать еще столько же менее или более правдоподобных версий. Но смысла особого нет. При том, что скоро реально выяснится для чего Зеленскому понадобился Саакашвили, которого он сам в бытность комиком недобро высмеивал. Но для Украины решение, скорее, негодное, чем способное дать результат.
Во-первых, Саакашвили может быть успешен в реализации проектов при абсолютной поддержке, либо при своей абсолютной власти. Как это было в Грузии в первые годы "революции роз". Ни того, ни другого на Украине у него нет. Как не было в бытность главой Одесской области. С тех пор ситуация на берегах Днепра не изменилась.
Во-вторых, в государстве с высоким уровнем этнической самоидентификации, каковой является Украина, к нему всегда будут относиться с некоторым предубеждением, или подозрением, как к чужаку. Пусть и из дружественного государства, но к чужаку.
В-третьих, с успешного для Саакашвили политического периода прошло около 13 лет. В 2003 году он устроил "революцию роз", а уже через каких-то четыре года оппозиция чуть не "устроила" его самого. Тогда он удержался, в высокой степени спорной обстановке выиграл досрочные президентские выборы, при том безоговорочно проиграв их в Тбилиси. С тех пор удача отвернулась от него, а сам он стал все чаще увязать в политических дрязгах, чем замечен в свершении деяний. И когда говорят, что это не тот Саакашвили, что был в 2003 году, наверное, стоит прислушаться.
В-четвертых, насколько сам Саакашвили готов работать вице-премьером по реформам без должностных амбиций? Вот в это поверить совсем уж тяжело. Если он сам сознательно не будет гасить порывы своих амбиций, то очень скоро в украинских верхах начнется такое, что Зеленский проклянет день и час, когда решил пригласить экс-президента Грузии на работу.
В-пятых, отношения с Россией и донбасский конфликт. Тут все на поверхности и дополнения не нужны. В Киеве добавился еще один раздражитель для Москвы. Серьезный раздражитель. А уж если он по укоренившейся привычке возьмется "анализировать" политику России и ее лидера, то жди новых неприятностей.
Суммируя все, в сухом остатке получается, что вдобавок ко всем имеющимся вызовам Киев придумал себе еще один, надеясь обзавестись эффективным менеджером или вовсе сильным союзником. Но что получил на самом деле, выяснится довольно быстро – пропорционально эмоциональности нового вице-премьера.