Коронавирус перечеркивает планы Никола Пашиняна
Читать на сайте Вестник КавказаБушующая пандемия коронавируса COVID-19 в различной степени затронула практически все страны мира. Не остались в стороне от негативных мировых процессов и страны Южного Кавказа: обвал цены на нефть оказывает серьезное давление экономику Азербайджана, закрытие границ и введение масштабных карантинных ограничений бьет по туристической индустрии и сфере обслуживания Грузии.
Если возникающие в Азербайджане и Грузии проблемы носят по большей части социально-экономический характер, то в соседней Армении ситуация, помимо негативных экономических факторов, носит более отчетливо выраженный политический подтекст. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, после нескольких неудачных попыток сместить председателя Конституционного Суда Грайра Товмасяна в конце прошлого и начале этого года, пошел ва-банк. Желая избавиться от действующего состава КС и его председателя, которых Пашинян обвиняет в близости к предыдущей власти, премьер-министр вынес вопрос на всенародное голосование.
Этот шаг стал крайней мерой, которую, к слову, негативно восприняли европейские партнеры Никола Пашиняна. В частности, Венецианская комиссия откровенно раскритиковала действия армянского правительства, разрушающего хрупкий баланс сдержек и противовесов между ветвями власти. Как сообщают армянские СМИ, этому проблемному вопросу было уделено немало времени и в ходе недавнего визита Пашиняна в Брюссель.
Но сегодня начинает казаться, что планы премьер-министра и его фракции "Мой шаг" оказались под ударом.
Число заболевших коронавирусом в Армении неуклонно растет (15 инфицированных по состоянию на 14 марта), и на этом фоне все большую актуальность приобретает вопрос переноса референдума.
Пашиняну уже пришлось прервать свой отпуск и агитационную кампанию. В настоящий момент он со своей женой Анной Акопян находятся в самоизоляции из-за риска заражения коронавирусом. Проведение Пашиняном массовых встреч с гражданами, в то время, как в стране уже есть подтвержденные случаи заболевания коронавирусом, многие расценили как безответственность.
Если референдум не будет перенесен и состоится 5 апреля, то явка избирателей будет низкой. Выборы - массовое мероприятие, посещать которое в условиях пандемии категорически не рекомендовано. Так что, с большой долей вероятности, референдум, если его проведут 5 апреля, провалится, поскольку сторонники блока "ДА" не смогут собрать необходимые им 650 тысяч голосов в свою поддержку.
Если же референдум будет перенесен, то, во-первых, будет довольно сложно определиться с его новыми сроками (вероятно, не ранее июля-августа этого года, иначе высок риск повторного переноса).
Во-вторых, граждане к тому времени почувствуют на себе неизбежные негативные социально-экономические последствия кризиса (уменьшение трансфертов из-за рубежа, сокращение объемов экспорта, обвал сферы туризма и обслуживания). Обещанная Пашиняном "экономическая революция" захлебнется, и на таком непростом фоне любые попытки Пашиняна проводить агитацию в пользу участия граждан в референдуме будут лишь вызывать раздражение широких масс населения – ведь они будут озабочены куда более насущными вопросами, чем переделом власти в стране в пользу действующего правительства.
Наконец, перенос референдума станет еще одним шансом для международных партнеров Армении оказать на нее внешнее давление в этом вопросе.
Таким образом, распространение коронавируса в Армении может иметь фатальные последствия для армянского правительства. Сегодня политическая судьба Никола Пашиняна во многом зависит от того, насколько эффективно система здравоохранения страны под руководством Арсена Торосяна сможет противостоять дальнейшему распространению инфекции. Очевидно одно: власти Армении несколько увлеклись "пиаром", размещая граждан с подозрением на коронавирус в пятизвездочных отелях, но при этом запоздали с более насущными профилактическими мерами. Простит ли это упущение армянский избиратель, покажет ближайшее время.