Спецслужбы Ирана не исключали возможного покушения на физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, однако отнеслись к этому несерьезно, заявил секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани.
"Двадцать лет враг пытался ликвидировать его, но до сих пор у него не получалось", - приводит его слова телерадиовещательная корпорация IRIB. И в этот раз "силы безопасности Ирана прогнозировали возможность такого действия", даже место покушения, сообщил Шамхани.
Однако сотрудники разведки "не отнеслись достаточно серьезно" к возможности покушения из-за множества слухов об этом, пояснил секретарь Высшего совета национальной безопасности.
Также он заявил, что был применен абсолютно новый способ организации покушения на Фахризаде. "Операция была очень сложной и проходила с использованием электронного оборудования", - рассказал секретарь Высшего совета нацбезопасности, добавив, что на месте преступления никого из его исполнителей не было.
Председатель Верховного суда Эбрахим Раиси поручил создать рабочую группу для судебного преследования исполнителей и организаторов убийства ученого. Ее сформирует генпрокурор в сотрудничестве с генштабом вооруженных сил, судебной организацией при ВС, разведкой и службой безопасности.
Мохсен Фахризаде был убит 27 ноября. Его автомобиль расстреляли под Тегераном. Ученый возглавлял секретный проект "Амад", который занимался разработкой и испытанием ядерной боеголовки для баллистической ракеты. Руководство Ирана считает ответственным за преступление Израиль.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин, Мохсен Фахризаде был очень важной фигурой в иранской ядерной программе. "Известно, что он возглавлял военное направление ядерных разработок (хотя официально с 2003 года военная программа была свернута), был офицером Корпуса стражей исламской революции. Его деятельность была очень важна для иранской ядерной сферы, поскольку Фахризаде был и ученым-физиком, и хорошим организатором всей работы. Конечно, один человек не решает всего, тут можно провести параллели с убийством генерала Сулеймани в январе, командующего силами специального назначения "Кудс", очень ценного военного, без которого, однако, деятельность "Кудс" продолжается", - напомнил он.
"Так что без Фахризаде ядерная программа Ирана будет продолжаться, вопрос лишь в том, насколько она будет эффективна. Я думаю, больших изменений в разработках не будет. Перемены коснутся ядерной сделки. Меджлис Ирана в воскресенье принял несколько положений о корректировке ядерной программы, практически об отходе от требований СВПД, пункты ядерной сделки сводятся попросту на нет. Иранские парламентарии говорят сегодня даже о необходимости понижения уровня взаимодействия с МАГАТЭ. Ни к чему хорошему это не приведет. Даже если не будет непосредственной мести за убийство ядерного физика, отход от СВПД может привести к тому, что Израиль и/или США будут по-своему решать иранскую ядерную проблему, то есть вооруженным путем", - предупредил Владимир Сажин.
"В Израиле по-прежнему действует доктрина бывшего премьер-министра Менахема Бегина: на Ближнем Востоке не должно быть держав, которые обладают ядерным оружием и угрожают Израилю. В 1981 году Израиль уничтожил иракский реактор, а потом уничтожил строительство реактора в Сирии. Поэтому, я думаю, отход Ирана от ядерной сделки может привести к очень катастрофическим последствиям. Также напомню, что за последние 10 лет были убиты не менее пяти ядерных физиков в Иране, хотя контрразведка в Иране сильна. Даже зная о готовившемся покушении на Фахризаде, спецслужбы не смогли его защитить", - обратил внимание востоковед.