Вестник Кавказа

Нет такой страны, которая может напасть на Армению - эксперты

"Я не знаю таких государств, которые могут напасть на Армению", - заявил в интервью "Вестнику Кавказа" директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, комментируя заявление генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи о всесторонней помощи Армении в случае кризиса в Нагорном Карабахе.

"Нужно четко понимать, что помощь Армении в рамках ОДКБ реально может оказать всего одно государство - Российская Федерация, которая в свою очередь признает Карабах в составе Азербайджана. Казахстан, как участник ОДКБ, оказывать помощь Армении не станет, поскольку эта страна официально поддерживает противоположную сторону в конфликте вокруг Нагорного Карабаха - Азербайджан, признавая его территориальную целостность. Среди других членов ОДКБ я не вижу других государств, которые имеют значительные возможности в военно-технической области. Белоруссия сегодня вообще никак не связывает себя ни с Кавказом, ни с Центральной Азией. В Центральной Азии Узбекистан проводит самостоятельную политику и не собирается ввязываться в кавказские дела. Иными словами, реально в рамках ОДКБ только одно государство может оказать фактическую помощь Армении - это Россия.

Но здесь надо понимать ситуацию, что для России нецелесообразно ввязываться в какие-либо боевые действия. Согласно договорам, Россия взяла на себя обязательства осуществлять противовоздушную оборону Армении. То есть речь идет исключительно о территории Армении. В это понятие не входят ни оккупированные районы Азербайджана, ни зона Нагорного Карабаха. Россия не брала на себя таких обязательств. Поэтому если даже гипотетически в этом регионе начнутся боевые действия, и если война будет вестись в зоне Нагорного Карабаха и прилегающих районах, то Россия не имеет никаких обязательств перед Арменией участвовать в этом конфликте. Другой вопрос, что если, опять же, гипотетически, будет совершен налет на территорию уже самой Армении, вот в этом случае это может означать втягивание России в конфликт. И я полагаю, что в Баку это себе четко представляют - одно дело, скажем, война в зоне Нагорного Карабаха и прилегающих оккупированных районах, и совсем другое - когда удар будет нанесен по самой территории Армении.

Россия располагает военной базой в Гюмри и имеет обязательства по обеспечению защиты Армении, в том числе и противовоздушной обороны. Поэтому конфликт будет начинаться не с того, что Азербайджан будет атаковать Армению, а относительно Нагорного Карабаха. Здесь Россия напрямую в этот конфликт вовлечена не будет", - подчеркнул Владимир Евсеев.

Единственный момент, который может беспокоить, считает эксперт, то, что среди контрактных военнослужащих российской базы в Гюмри большое количество граждан Армении, армян по национальности. "Есть гипотетические риски, что они могут на собственной технике поехать воевать в Нагорный Карабах. Это конечно технически очень проблематично, но гипотетически это возможно. Думаю, Россия, которая учитывает все эти нюансы, будет всячески блокировать любые возможности для использования техники и вооружения, которое имеет военная база, в этой возможной войне", - отметил российский эксперт.

По словам Владимира Евсеева, Нагорный Карабах не является членом ОДКБ и Россия не обязана его защищать. "Другой вопрос, если кто-то нападет на Армению. Но сама Армения ограничена теми территориями, которые ограничены международными законами. А зона Карабаха не является частью Армении. Поставим вопрос по-другому: а кто может напасть на Армению? Если мы исключаем вопрос Нагорного Карабаха и прилегающих районов, то на ее территорию практически никто напасть не может. Я не думаю, например, что Турция нападет на Армению, учитывая то, что Армения и Россия имеют союзнические отношения. Грузия - тем более маловероятно. Предположим, что на Армению напал бы Иран, но это и вовсе из области фантастики. То есть получается, что реально на Армению никто напасть не может. Если мы отделим от Армении зону этого конфликта на территории, которая юридически в состав Армении не входит. Поэтому надо трактовать так - если, например, гипотетически кто-то нападет на саму территорию Армении, в этом случае Россия просто будет вынуждена, обязана помочь Армении как своему союзнику. Но если на нее никто не нападет, то и вопроса не должно возникнуть", - резюмировал директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

Он пояснил, что все эти, по сути, провокационные разговоры звучат в то время, когда Россия очень заинтересована в выстраивании отношений с Азербайджаном. "Нужно четко определить, каковы пределы российских обязательств. И не нужно вешать на Россию те обязательства, которых она брать на себя не собирается. Помирить Азербайджан с Арменией - это, безусловно, да. Но Россия даже не поднимает вопрос о введении миротворцев. Этот вопрос муссируется, причем чаще речь идет о западных миротворцах, а не о российских. Миротворцы нужны, когда нужно развести две стороны какого-то конфликта. Но здесь так вопрос не стоит. Потому что есть территории, которые должны быть освобождены, поскольку они заняты незаконно, а Нагорный Карабах требует отдельного разговора, что и происходит в рамках переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ при ведущей роли России", - заключил Владимир Евсеев.

По словам руководителя Центра Кавказоведения Российского государственного гуманитарного Университета (РГГУ) Исмаила Агакишиева, создавшаяся ситуация ни что иное, как провокационная попытка неверно интерпретировать и исказить слова генсека ОДКБ. "Существует много средств массовой информации, которые используют любую возможность для провокационных действий. Они находят поддержку со стороны политических сил, которые упорно ведут регион в сторону дестабилизации. Даже поверхностное знание устава ОДКБ дает понимание о том, что это - военная структура, где решения принимаются консенсусом, а защита своих членов осуществляется в случае наличия прямой внешней агрессии в отношении одного из них.

Тема фактора ОДКБ и действий организации в связи с имеющимся в регионе нагорно-карабахским конфликтом уже много раз поднималась и в прессе, и на уровне официальных лиц. И каждый раз первыми лицами в России и экспертным сообществом высказывалась единственная мысль, что соглашения и договора в рамках ОДКБ нельзя увязывать и перелагать на конфликтную ситуацию в случае с Нагорным Карабахом. Иными словами, если не будет иметь место внешняя агрессия в отношении члена ОДКБ, в нашем случае Азербайджана против непосредственно Армении, то никакие механизмы военного блока не могут быть задействованы. Кстати опыт волнений в Киргизии показал, что внутренние конфликты также остаются вне поля зрения ОДКБ. Эта структура очень и очень осторожна в своих действиях и в случае с последним высказыванием Николая Бордюжи мы имеем дело с чистой воды провокацией, которая работает на руку "партии войны", которая есть в регионе. И эта "партия" ведет такую политику, которая рассчитана на укрепление своих позиций в преддверии выборов. Нынешние власти в Армении опасаются того, что их могут сменить другие силы на фоне ухудшающегося экономического положения в стране и массового оттока населения. И надо понимать, что такая политика не выгодна ни самому армянскому народу, ни соседям, в том числе ни Азербайджану, ни России, ни Грузии.

Возвращаясь к России, как самой основе ОДКБ, необходимо отметить, что Москва поддерживает самые тесные и дружественные отношения с Азербайджаном. Так же настроены и другие члены ОДКБ, которые интенсивно взаимодействуют с Азербайджаном, имеют общие проекты и интересы. Посему они не будут участвовать в конфликте из-за территории, которая остается международно признанной территорией Азербайджана", - отметил российский политолог в интервью "Вестнику Кавказа".
34500 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ