Главы МИД Венгрии, Сербии, Македонии и Греции могут осенью заключить меморандум о создании продолжения газопровода "Турецкий поток" до Австрии, которое будет называться Tesla. Об этом рассказал один из участников проекта.
Встреча назначена на сентябрь, на ней предполагается вынести решение о подготовке технико-экономического обоснования, подтвердил представитель венгерской газовой компании FGSZ, передают "Ведомости".
Проект уже направлен на рассмотрение в Европейскую сеть системных операторов передачи газа (ENTSOG), где он может получить статус проекта общественного интереса.
Газопровод Tesla, по плану, войдет в эксплуатацию в 2019 году. Его мощность достигнет 27 млрд куб. м, а протяженность - 1300–1400 км. Предварительная стоимость проекта – 4–5 млрд евро. Окончательное инвестиционное решение будет вынесено в I квартале 2016 года, строительство стартует в I квартале 2017 года.
Далее из Греции может быть создан отвод до Италии, тогда мощность греческого участка газопровода достигнет 42 млрд куб. м, а Италия будет получать по Tesla 15 млрд куб. м. По сведениям источника "Ведомостей", Афины заинтересованы в этом предложении. Впрочем, на данный момент отвод на Италию не включен в инвестиции в Tesla.
Ожидается, что Tesla будет осуществлять транзит газа не только из "Турецкого потока", но и из газопровода TANAP с азербайджанского месторождения "Шахдениз". Tesla также сможет функционировать и в реверсном режиме, заявил представитель МИД Венгрии.
Источники отмечают, что проект может столкнуться с рядом трудностей. Одна из них – вероятные проблемы с финансированием. Статус общественного интереса требуется проекту именно для того, чтобы облегчить поиск инвестиций и получить средства из фондов ЕС. Другая сложность заключается в том, что переговоры между Москвой и Анкарой по "Турецкому потоку" зашли в тупик, поскольку Россия рассчитывала на межправительственное соглашение по четырем ниткам газопровода, а Турция – только по одной. Кроме того, после парламентских выборов в Турции так и не сформировано правительство, а новые выборы пройдут только осенью. В-третьих, Tesla – не единственный проект по снабжению Европы газом из "Турецкого потока": словацкий проект газопровода Eastring уже направлен на рассмотрение ENTSOG.
Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на тот факт, что "Тесла" уже сейчас до того, как подписаны какие-либо документы, должен будет преодолеть два больших препятствия. "Говорить о том, что процесс строительства газопровода "Тесла" запущен, можно будет только тогда, когда, во-первых, будет получено одобрение Еврокомиссии, а это пока выглядит очень сомнительным; во-вторых, будет обеспечено проектное финансирования – когда участники проекта, компании, вкладывают порядка 30% средств, а еще 70% составляют банковские займы под твердые гарантии и залог активов. Возможность мобилизации проектного финансирования пока тоже весьма туманна", - предупредил он.
Он также обратил внимание на более мелкие "подводные камни". "Могут играть и роль и субъективные факторы. Например, энергетический "босс" ЕС Марош Шефчович – словак и будет продвигать скорее проект, в котором заинтересована Словакия, то есть Eastring. Информация о планах на строительство продолжения "Турецкого потока" – интересное, скажем так, сообщение, но на его основании делать далеко идущие выводы о том, что проект в Европе Turkish Stream будет реализован в те или иные сроки, в тех или иных объемах, пока рано", - подчеркнул Валерий Нестеров.
Также он заметил, что реализация самого "Турецкого потока" как российско-турецкого проекта от "Теслы" не зависит. "Вопрос строительства трубы для Турции – совершенно отдельный и не связанный с переговорами и планами европейцев по строительству трубопроводов для себя. Для Турции получен газ по одной нитке, и, в общем-то, эта часть вопроса этим и закрывается. Проект "Тесла", конечно, имеет положительное, с точки зрения настроения, значение для Газпрома, показывая интерес к российскому газу, причем в значительных объемах. Но в то же время, "Тесла" – это один из многих проектов, которые в Европе были связаны с поставками газа с южного и юго-восточного направления", - сказал эксперт.