Дальнейшему развитию военно-технического сотрудничества России и Ирана был посвящен сегодняшний визит министра обороны ИРИ Хосейна Дехгана в Москву, в ходе которого он провел переговоры с президентом Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Шойгу.
По итогам этих переговоров Дехган подчеркнул, что российско-иранское ВТС продолжится на новом уровне. "Россия является нашим партнером, мы сотрудничаем на этом основании с Россией, и это сотрудничество будет продолжаться и впредь. Мы отдаем здесь приоритет обеспечению тех вещей, которые нам дают возможность превосходства, а также возможности того, чтобы создать ситуацию сдерживания для тех угроз, которые стоят в регионе, а также за его пределами", - заявил он после обеих встреч в интервью телеканалу "Россия 24".
Как сообщил высокопоставленный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в частности, Иран заинтересован в покупке партии многофункциональных истребителей Су-30СМ. "Иран действительно высказывает заинтересованность в закупке партии истребителей Су-30СМ, однако пока стороны обсуждает этот вопрос на переговорах. Во время проходящего в настоящее время визита главы иранского военного ведомства в Москву контракт подписан не будет", - приводит его слова РИА Новости.
Сергей Шойгу, в свою очередь, заявил, что две страны намерены координировать сотрудничество по самому широкому кругу вопросов, как региональных, так и глобальных. "Многолетние отношения между нашими странами отличаются высоким уровнем доверия", - отметил он, приветствовав отмену санкции против Ирана, так как "такое развитие событий приобретает наибольшую актуальность в условиях нарастания кризисных явлений в Ближневосточном регионе".
"Уверен, что наша встреча будет способствовать укреплению дружественных отношений между вооруженными силами России и Ирана. Считаем, что от практической реализации проектов двустороннего взаимодействия будет во многом зависеть эффективность принимаемых Россией и Ираном мер по борьбе с международным терроризмом. Выступаем за придание российско-иранскому сотрудничеству в этой сфере долгосрочного и многопланового характера. У наших стран общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща", - заключил Сергей Шойгу в ходе переговоров с Хосейном Дехганом.
Cтарший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" в первую очередь обратил внимание на давнюю историю военно-технического сотрудничества России и Ирана. "Советский Союз еще при прежнем иранском режиме, при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви, оказывал содействие в укреплении вооруженных сил Ирана, поставляя и артиллерийские системы, и бронетехнику, и многое другое. После Исламской революции, особенно после 90-ых годов, отношения между Россией и ИРИ в военно-технической сфере развивались очень успешно: мы поставляли и боевые самолеты МиГ-29, и подводные лодки", - напомнил он.
Затем ВТС было свернуто, "после того, как Иран стал активно развивать свою ядерную программу". Когда в ООН против Ирана были приняты соответствующие санкции, Россия прекратила сотрудничество с Ираном. Теперь, после того как ядерная программа Ирана разрешена и начался процесс снятия санкций, возобновились и наши связи в области обороны. В прошлом году министр обороны России посещал Иран, были встречи и на других площадках. Безусловно, сейчас Иран чрезвычайно нуждается в новом вооружении и боевой технике: санкционный режим закрыл их приток в свое время и республика занималась, как это теперь называется, импортозамещением в военной сфере. Тем не менее, у Ирана нет корней, нет долгой истории производства вооружений, ему было трудно в этот период и единственное, что они могли делать, это копировать имевшиеся старые образцы, прежде всего российские, советские, американские и северокорейские. В итоге иранские образцы вооружения были скорее пиар-ходом, ведь первоисточники всегда лучше, чем копии, даже модернизированные", - поведал Владимир Сажин.
Именно поэтому Иран чрезвычайно заинтересован в возобновлении активного военно-технического сотрудничества с Россией. "Я думаю, что сейчас вопрос, который обсуждают министры обороны Ирана и России, как раз заключается в том, чтобы подвести итоги того, что сделано, и наметить планы на будущее. Иран все еще остается в сфере эмбарго на поставку тяжелого наступательного вооружения в течении пяти лет, и в течении восьми лет – на поставку ракет и ракетных технологий. Поэтому я думаю, танки и самолеты поставлять сейчас вряд ли возможно. Между тем Ирану важна не столько сама техника из России, сколько наши технологии производства. К примеру, иранцы хотят наладить производство танка Т-90 у себя", - сообщил эксперт.
"Как говорили специалисты, иранцы нуждаются в вооружении и военной технике где-то порядка на $12 млрд. Это значит, что у России есть вполне хорошие перспективы в этом плане, хотя и в рамках тех требований, которые поставлены в том числе и Россией перед Ираном при заключении ядерного соглашения. При этом на военное сотрудничество эмбарго нет, и у ИРИ есть все возможности для обучения своих военных и военно-технических кадров в российских вузах, как и для проведения совместных маневров и учений. К тому же, сегодня, в этот сложный период на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии, где тактические интересы России и Ирана совпадают, у двух стран есть еще одна общая платформа для дискуссий", - ожидает Владимир Сажин.
"Я считаю, что этот визит своевременный, потому что после начала процесса снятия санкций Иран становится очень привлекательным партнером для мирового бизнеса, и в том числе для бизнеса в сфере вооружений. Думаю, что Россия как раз не может упустить этот шанс усилить свои позиции в Иране в этой очень важной и доходной сфере", - заключил он.