Эхуд Ольмерт стал первым в истории Израиля бывшим премьер-министром, приговоренным к тюремному заключению. Во вторник, 13 мая, судья тель-авивского окружного суда Давид Розен приговорил его к шести годам тюремного заключения, а также к штрафу в 1 млн шекелей (порядка $300 тыс) и конфискации имущества на сумму в 650 тыс шекелей (порядка $200 тыс). Из более чем десяти других фигурантов этого дела больший приговор получил только бывший инженер мэрии Иерусалима Ури Шитрит – 7 лет тюрьмы. В своей речи судья объяснил тяжесть приговора тем, что Ольмерт "предал интересы общества, которое оказало ему высочайшее доверие".
При этом все понимают, что это – только начало. Над Эхудом Ольмертом "висит" еще целый ряд дел, по которым он может получить дополнительно от 2 до 6 лет лишения свободы.
История дела "Холлиленд", приведшего бывшего главу правительства Израиля за решетку, поистине драматична и заслуживает того, чтобы по ней был написан роман.
Однако для начала стоит отметить, что подозрения в том, что Эхуд Ольмерт является взяточником и коррупционером, возникли давно, еще в начале 2000-х годов. Ольмерт подозревался в том, что помогал бизнесмену Дуду Апелю приобрести в Греции остров под новый международный центр развлечений. Затем – в том, что в обмен на крупную взятку дал разрешение приватизировать Национальный банк Израиля за смехотворно низкую сумму. Далее – в том, что "покупка" большого старого дома в центре Иерусалима была ничем иным, как завуалированной взяткой…
Однако все эти дела не дошли до суда – у полиции было слишком мало доказательств. Первый гром грянул над Ольмертом в 2007 году, когда появились веские подозрения о том, что он проводил незаконные политические назначения в вверенном ему как министру промышленности и торговли Инвестиционном центре.
Но это было только начало. Затем американский бизнесмен Морис Талянский, разочаровавшись в политике Ольмерта, заявил, что в течение многих лет оплачивал его поездки в США и передавал ему конверты с наличными на сумму в десятки тысяч шекелей, о которых премьер не отчитывался в Налоговом управлении.
Вслед за этим всплыло дело туристической компании "Ришонтурс" – выяснилось, что Ольмерт, отправляясь в США на сборы пожертвований для различных израильских организаций, представлял им счета за расходы так, будто он ездил только для каждой из них в отдельности. Полученный таким образом многократный откат он оставлял в туристической компании, и на эти деньги члены его семьи покупали билеты в бизнес-классе и останавливались в самых фешенебельных гостиницах.
Эти три дела вынудили Ольмерта в 2008 году подать в отставку с поста премьера.
Однако на следствии Ольмерт заявил, что понятия не имел ни о деньгах Мориса Талянского, ни об откатах из "Ришонтурс", так как всеми этими деньгами распоряжалась его верная секретарша Шула Закен.
Закен, решив сохранить верность боссу, взяла всю вину на себя и в результате за отсутствием достаточных доказательств он был оправдан по делу Таланского и "Ришонтурс" и отделался условным наказанием за незаконные политические назначения.
Но пока шел суд по этим делам грянуло дело "Холлиленд". Оказавшийся под следствием бизнесмен Шмуэль Дахнер рассказал на допросе, что проект скромной гостиницы на сотню с небольшим номеров в центре Иерусалима превратился в грандиозный, состоящий из цепи небоскребов жилой комплекс "Холлиленд" благодаря взяткам на общую сумму в миллионы долларов, которые он давал занимавшему тогда пост мэра столицы Израиля Эхуду Ольмерту, затем его преемнику Ури Луполянскому, а также главному инженеру мэрии Ури Шитриту и целому ряду членов горсовета.
Чтобы дать взятки Ольмерту, Дахнер связался с Закен и дал также взятку и ей. Так на скамье подсудимых оказалось 13 человек – и те, кто получал взятки, и те, кто их давал.
Ольмерт по-прежнему все отрицал – в том числе и то, что ему было известно, что Дахнер передал 500 тыс шекелей его родному брату Йоси на покрытие долгов. Шула Закен опять все брала на себя – в обмен на оплату услуг ее адвокатов, фиктивную работу, на которой друг Ольмерта бизнесмен Акиров платил ей приличную зарплату и т. д.
Однако в ходе процесса у Закен возникло ощущение, что Эхуд Ольмерт, чтобы "выплыть", попросту сдает ее. Терпение верной секретарши лопнуло, когда экс-премьер стал делать вид, что они вообще незнакомы, а в своих показаниях в суде назвал ее крайне "коррумпированной особой".
В результате буквально за неделю до оглашения вердикта суда Шула Закен согласилась дать правдивые показания против босса, с которым она проработала бок о бок 40 лет – в обмен на то, что прокуратура потребует для нее не больше 11 месяцев тюремного заключения.
Адвокаты Ольмерта заявили, что на данном этапе смена показания противоречит всем процедурным нормам, и они этого не допустят. При этом они были уверены, что судья вынесет их подзащитному оправдательный или крайне легкий вердикт по той же причине, что и раньше – из-за отсутствия достаточных доказательств. Однако судья Розен, как выяснилось, и без Закен во всем разобрался и в минувшем марте признал экс-премьера виновным во взяточничестве – наряду с остальными фигурантами.
Однако показания Закен не пропали втуне – теперь полиция и прокуратура Израиля добиваются на их основе выдвижения против Эхуда Ольмерта нового обвинения в попытке повлиять на Закен и вмешаться таким образом в ход правосудия, а также пересмотра дел Талнского и "Ришонтурс". По всем этим трем делам экс-премьеру светят тюремные сроки.
Нельзя не упомянуть, что за сутки до вынесения ему приговора Эхуд Ольмерт был вызван на многочасовой допрос в полицию – так что его дела далеко не закрыты.
Сейчас в Израиле все гадают встретится ли в тюрьме бывший премьер Эхуд Ольмерт с бывшим президентом Израиля Моше Кацавом, осужденным за сексуальные преступления.
Кстати, когда Моше Кацав только оказался под судом, Эхуд Ольмерт произнес страстную речь о том, как важно для слуги народа следовать самым высоким моральным принципам. А начинал он свою политическую карьеру… в качестве борца с коррупцией.
Так что, как говорится, круг замкнулся.