У сепаратистского образования на оккупированных территориях Азербайджана есть ненулевые шансы получить признание со стороны Еревана, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" российские политологи Александр Караваев, Сергей Марков и Сергей Михеев, комментируя обсуждение армянским правительством и передачу в парламент законопроекта о признании независимости самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской республики".
Напомним, сегодня днем появилась информация об одобрении правительством Армении законопроекта оппозиционеров Заруи Постанджян и Гранта Багратяна, предполагающего признание суверенитета "НКР". Позднее пресс-секретарь премьер-министра Армении Гоар Погосян на своей странице в Facebook уточнила формулировку, в которой закон был направлен на обсуждение в парламент. "В заключении правительства отмечено, что исполнительный орган обусловит принятие законопроекта в результате обсуждений между Арменией и Нагорным Карабахом с учетом дальнейших событий, в том числе внешних факторов. Следовательно, на данном этапе правительство не одобряло законопроект о признании независимости "НКР"", - сказано в ее сообщении.
Вслед за этим было распространено заявление самого Национального собрания Армении, в котором было опровергнуто включение законопроекта Постанджян и Багратяна в повестку внеочередного заседания, назначенного сегодня же утром на 10 мая. Таким образом, Ереван прощупал политическую почву под возможностью признания оккупационного режима, и этот опыт оказался неблагоприятным: негативную реакцию на "одобрение" вскоре озвучил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Мы очень внимательно наблюдаем за решениями, которые принимаются в этом контексте, и, безусловно, мы по-прежнему рассчитываем, что стороны конфликта будут избегать каких-либо шагов, которые могут нарушить достаточно хрупкое перемирие и привести в целом к эскалации напряженности в Нагорном Карабахе", - подчеркнул он, добавив, что с Москвой Ереван не проводил консультаций по признанию Карабаха.
Хотя власти Армении формально и пошли на попятный после информационной "разведки боем", признание республикой независимости сепаратистов в текущих условиях не перестает быть возможным, считают эксперты. "Армения всерьез взялась за это. Конечно, здесь есть элемент торговли: вполне вероятно, что в ответ на какие-либо уступки со стороны России и Азербайджана руководство Армении согласилось бы не признавать "НКР". Но все-таки это очень сильный алгоритм - созыв сессии парламента - и в абсолютном большинстве случаев он заканчивается принятием соответствующего решения. Так что вероятность признания высокая", - ожидает Сергей Марков.
"У меня нет информации по актуальным настроениям в Армении, но все же вероятность признания довольно высокая. Другое дело, что армянские власти должны понимать, что это может объективно привести к обострению ситуации - и не факт, что такое решение найдет поддержку у всех внешних партнеров. С другой стороны, ясно, чем это все спровоцировано - недавним обострением ситуации в Нагорном Карабахе. Видимо, армянские власти считают, что они как-то должны реагировать, в том числе, с точки зрения мер юридического характера", - обратил внимание Сергей Михеев.
Сергей Марков объяснил поведение правительства Армении попыткой сорвать невыгодное Еревану развитие мирных переговоров. "Признание Нагорного Карабаха - это попытка остановить подписание компромиссного варианта по "казанской формуле", предполагающей, в том числе, долгосрочное обсуждение статуса Нагорного Карабаха. Признавая независимость "НКР", правительство Армении отказывается от этой части "казанской формулы" и разрушает ее целостность, построенную на сложном балансе между Арменией и Азербайджаном. Тем самым Ереван срывает временный компромисс и не оставляет Азербайджану других путей, кроме подготовки к военному разрешению конфликта", - поведал эксперт.
По его оценке, подобный поступок Еревана будет направлен против Москвы. "Поскольку признание Нагорного Карабаха главной целью имеет выход из подписания временного мирного компромисса по "казанской формуле", что предлагает Россия, это действие будет носить еще и ярко выраженный антироссийский характер", - заявил Сергей Марков.
Сергей Михеев затруднился ответить, какова будет в этом случае реакция Москвы. "Я думаю, что никаких значительных действий России не последует: Россия не признает "НКР" вслед за Арменией и не займет чью-либо сторону. Она останется на тех же позициях, на которых находится сейчас. В рамках Минской группы ОБСЕ, вероятно, может быть сделано заявление о нежелательности обострения конфликта, но точную реакцию сейчас представить сложно", - отметил политолог.
Александр Караваев, со своей стороны, подчеркнул, что последствия подобного поступка Еревана будут весьма многоплановыми, "в определенной степени открывается ящик Пандоры". "Армения не сможет компенсировать все негативные последствия, которые может породить собой такое решение, это не Россия. Шанс на то, что Азербайджан при этом выйдет из переговоров по Нагорному Карабаху, тоже достаточно велик, но, с другой стороны, переговоры, получив такой удар от Армении, могут выйти на какой-то новый уровень с новыми вводными", - считает он
Политолог согласился с тем, что Ереван в настоящее время занят политической торговлей. "Это определенная демонстрация того, как могут развиваться события в Армении, если Азербайджан будет демонстрировать возможности отвоевывать обратно оккупированные территории: общественное мнение и политические элиты Армении после каждого такого столкновения и поражения будут показывать, что еще немного, и они будут готовы сделать этот шаг окончательного признания", - пояснил Александр Караваев.
"Конечно, Баку расценит это как выход Еревана из переговоров: факт признания перечеркивает дискуссии длиной в 20 с лишним лет, которые велись при содействии Минской группы ОБСЕ. МГ в лице дипломатов и руководителей стран, мягко говоря, тоже не выразит оптимизма, по большому счету, скорее осудит Армению. Для Азербайджана открывается достаточно широкое поле возможностей, учитывая, что, с одной стороны, он находится в переговорном процессе, не покидает его, как Армения, а с другой стороны, имеет военное преимущество, которое будет все больше давить на Ереван. Сама возможность силового воздействия станет фактором давления. Решение о признании независимости Карабаха эту возможность не снимает, то есть оно не развязывает карабахские узлы, и в этом все дело", - указал эксперт.
"Кроме того, признание "НКР" Арменией ни в коей мере не приблизит какое-либо признание "НКР" другими странами. За эти годы, несмотря на силу армянской диаспоры, никакого существенного изменения в этом аспекте так и не прошло. Сделать такую манипуляцию, как, скажем, уговорить руководителей малых стран мира, вроде островных государств Тихого океана или стран Латинской Америки, Армения себе позволить просто не может: не хватает ни ресурсов дипломатии, ни диаспоры, ни экономических возможностей. Отсюда несколько выводов: с одной стороны, законопроект о признании Карабаха - это способ шантажа; с другой стороны, это некая демонстрация того, что Армения могла бы сделать, а если это решение будет окончательно принято, то, во-первых, переговорный процесс пусть и усложнится, но не будет закрыт, а, во-вторых, позиция Азербайджана от этого станет только сильнее", - заключил Александр Караваев.