Накануне в Азербайджане решением Тарифного совета были повышены цены на бензин и дизтопливо: литр бензина АИ-95 впервые превысил планку в $1, достигнув 0,8 манат, АИ-92 и АИ-80 стали стоить 0,7 манат, дизтопливо 0,6 манат. Как пояснил секретарь Тарифного совета Илькин Меджидов, это было сделано для динамичного экономического развития страны, которое требует соответствия цен на товары и услуги принципам рыночной экономики.
"Вестник Кавказа" попросил главу бакинского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана рассказать о том, чем было обусловлено это решение и как оно скажется на экономике Азербайджана. В первую очередь эксперт отметил, что повышение цен не было неожиданным, так как это одно из средств для сокращения бюджетного дефицита в следующем году. "Дефицит на следующий год запланирован на уровне $2 млрд, и дополнительные доходы от продаж нефтепродуктов, полученные за счет повышения цен, пойдут на компенсацию дефицита, в результате он будет не $2 млрд, а в районе 500 млн манат, не больше - а это уже допустимый макроэкономический показатель. То есть так правительство решает свою задачу", - пояснил Ильхам Шабан.
Эксперт подчеркнул, что по прежним ценам переработка нефти в бензин и дизтопливо перестала оправдывать розничные продажи на внутреннем рынке. "Из-за этого необходимо повысить цены. Напомню, что перерабатывающие предприятия SOCAR закупают сырье по цене $10 за баррель эта цена сразу сказывается на нефтекорзине, так что нефтепереработка в Азербайджане - один из прибыльных бизнесов для SOCAR. Если посмотреть на финансовый аудит по итогам 2012 года, нефтепереработка принесла SOCAR 2,5 млрд манатов - больше, чем $3 млрд. А это хорошие, можно сказать, деньги. При этом, согласно данным Госкомстата, с 2008 года SOCAR потеряла более 50% экспортных нефтепродуктов, и почти в таких же объемах выросли на внутреннем рынке потребности в бензине и дизтопливе", - сообщил Шабан.
Рост внутреннего потребления легко объясним, так как в Азербайджане быстро растет импорт автомобилей. "За эти последние 5-6 лет Азербайджан импортировал 550 тыс автомобилей. А автомобили нуждаются в соответствующем топливе. Я, например, посмотрел статистику последних двух лет: если раньше в Азербайджане очень много потреблялось дизтоплива, ежегодно до 1,6 млн т, то сегодня его догнало потребление автомобильного бензина: на текущий год прогноз по 2,6 млн т. В таких условиях правительство и приняло решение о повышении цен, компенсируя потери SOCAR как на внешних рынках, где цена в два раза была больше, так и на внутреннем, где при низкой цене растет потребление", - объяснил ситуацию эксперт.
При этом у Госнефтекомпании, напомнил Шабан, на ближайшие четыре года запланированы расходы на реализацию масштабных проектов, а вчерашнее повышение цен на 15 гяпик, по его подсчетам, принесет SOCAR дополнительные $500 млн.
Также эксперт обратил внимание на то, что изначально повышение цен на бензин планировалось на начало следующего года, однако по определенным причинам правительство предпочло увеличить тарифы за месяц до новогодних праздников. "Я думаю, в течение месяца до Нового года весь этот процесс изменения цен, который последует за подорожанием бензина, правительство хочет довести до логического конца, чтобы с начала года люди уже были готовы к новым ценам морально", - выразил мнение Ильхам Шабан.