Вестник Кавказа

Игорь Селезнев: проблема статуса Каспия перезрела

Игорь Селезнев: проблема статуса Каспия перезрела
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Затянувшаяся на 25 лет проблема статуса Каспийского моря, по сей день порождая конфликтные ситуации, требует своего скорейшего решения, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, кандидат социологических наук Игорь Селезнев, комментируя предстоящий Каспийский саммит в Астане, дата которого до сих пор не определена.

Эксперт обратил внимание, что никаких юридических препятствий для определения статуса Каспийского моря уже давно нет. "Все зависит только от политической воли и экономических интересов стран "каспийской пятерки", более ничто не мешает разрешению этой международно-правовой проблемы. При этом сама проблема назрела и даже перезрела за 25 лет, и сейчас ее необходимо решить как можно скорее, особенно с учетом тех острых вопросов, которые все чаще возникают", - сказал Игорь Селезнев.

"К примеру, в море есть действующие хозяйственные объекты Азербайджана, и подход других государств с претензией на владение данными объектами выглядит неконструктивным, создавая ненужную агрессию и нервозную обстановку в регионе. Этого, конечно, не хотелось бы, тем более что принципиально не решаемых противоречий на Каспии, на мой взгляд, не осталось, все достижимо и урегулируемо в процессе переговоров. Возможно, для этого стоит создать специальные исполнительные комиссии", - предложил он.

Кроме того, по словам эксперта, урегулирование спорных вопросов позволит наладить конструктивное сотрудничество по ряду областей, например, в кораблестроении, ведь и в Азербайджане, и в России сохранилась весьма мощная индустриальная база, в том числе способная к кораблестроению. "В Каспийске существует опытно-конструкторская база для испытания судов на динамической воздушной подушке, известных также под термином "экраноплан". За прошедшие десятилетия, начиная еще с советского времени, различными КБ было предложено несколько образцов данных судов многоцелевого характера. Среди них есть как и военные суда - разработки нижегородского ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева, - которые до сих пор стоят в Каспийске, так и транспортные суда многоцелевого и мирного характера, которые разрабатывались в России в 1990-е годы", - поведал старший научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН.

Он пояснил, что совместная работа над этими проектами могла бы представлять особую значимость, принимая во внимание и экологические, и природоохранные проблемы Каспия, износ, как моральный, так и физический, парка каспийских судов в России и в Азербайджане. "Необходимые научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки, соответствующая индустриальная база есть в обеих странах. Таким образом, можно было бы производить суда совместно и предлагать их на внешний рынок, в том числе и другим каспийским государствам", - указал эксперт.

"Это позволило бы решать некую более широкую задачу обеспечения Каспия как зоны околоводной и территориальной, зоны мира и сотрудничества, возможно, помогло бы сократить неконтролируемую милитаризацию Каспия и повысить уровень доверия между всеми прикаспийскими государствами - тем более, что неких фатальных противоречий между ними, как мы все понимаем, не существует", - заключил Игорь Селезнев.

13185 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ