"Вестник Кавказа" публикует серию комментариев политологов Евросоюза, раскрывающих европейскую точку зрения на отношения ЕС со странами Южного Кавказа. В первом материале на вопросы о евроинтеграции Грузии, нагорно-карабахском урегулировании и связях с Арменией отвечает немецкий специалист по постсоветскому пространству Хайко Лангнер.
Так, Лангнер отметил, что европейские стандарты, к которым сегодня стремится правительство Грузии – вещь условная. "Уж слишком сильно разнятся между собой политические системы и демократические традиции внутри самой Европы. Европейские демократические стандарты – не более чем политические рамки, в которых членам ЕС следует действовать. На практике они соблюдаются далеко не всегда и не со всеми, что не мешает странам оставаться в Евросоюзе. Показателен пример Венгрии в последние годы, да и Италия в период правления Берлускони временно отошла от общеевропейского курса", - напомнил эксперт.
По этой причине, подчеркнул Лангнер, у нового грузинского правительство есть полное право на поиск собственных подходов к демократии. "В последнее время в Грузии был зафиксирован определенный демократический прогресс, дающий повод для осторожного оптимизма. Но все зависит от конкретных и устойчивых изменений в общественной практике, и об этом можно будет с уверенностью судить только по прошествии нескольких лет", - предупредил он.
Среди позитивных моментов последних событий вокруг нагорно-карабахского урегулирования Хайко Лангнер назвал вступление Швейцарии в должность председателя ОБСЕ. "Эта страна обладает многолетним посредническим опытом, в том числе в трудноразрешимых международных вопросах. В виду своего нейтралитета Швейцария по праву пользуется высоким авторитетом и доверием в качестве посредника, и в этом смысле было бы хорошо, если бы она использовала свое председательство в ОБСЕ для придания нового импульса процессу по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В первую очередь, речь должна идти о конкретных мерах по укреплению доверия между сторонами конфликта", - заявил эксперт, добавив, что не видит пути к миру без участия России.
Что же касается связей с Арменией, поставленных под вопрос после решения республики интегрироваться в евразийские проекты, то, по мнению Лангнера, взаимодействие может быть налажено лишь во второстепенных для России сферах отношения Ереван-Брюссель. "Как известно, среди трех южнокавказских республик Армения в прошлом наиболее интенсивно пользовалась инструментами европейской политики соседства – даже больше, чем Грузия. Поэтому политический интерес не угас и по-прежнему определенно присутствует, однако, из-за высокой политической и экономической зависимости Армении от России, для Еревана оставлены довольно узкие рамки для проведения проевропейской политики", - пояснил политолог.
"ЕС же следует продолжать оказывать влияние на Армению с целью дальнейшей либерализации ее экономики, в первую очередь, в том, что касается улучшения инвестиционных возможностей для европейских предприятий. Помимо этого, ЕС может тесно сотрудничать с Арменией в вопросе укрепления внешних границ союза против незаконной миграции", - констатировал Хайко Лангнер.