Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершит рабочую поездку в Иран в ближайшее время, заявил представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми.
"Мы объявим об этом, как только будут определены обстоятельства и дата этой поездки", - сказал представитель иранского внешнеполитического ведомства.
Напомним, ранее сообщалось, что глава Генштаба ВС Ирана Мохаммад Бакери в ходе визита в Турцию провел встречу с Эрдоганом. Главная тема - сотрудничество в разрешении кризисов в Сирии и Ираке.
Представитель иранского МИДа отметил, что переговоры Бакери с Эрдоганом в Анкаре по двусторонним вопросам прошли "весьма хорошо", но не сообщил об их результатах, передает РИА Новости.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров в первую очередь указал на то, что Эрдоган едет в Иран для того, чтобы разобраться в интригах, сопровождающих в последнее время турецко-иранские отношения. "Главной проблемой Эрдогана на посту президента является кардинальное ухудшение отношений практически со всеми соседями Турции, поэтому сейчас он пытается наладить их. Его амбициозная политика привела к отторжению Турции ее соседями. В частности, Анкару подозревают в ущемлении интересов соседних государств", - напомнил эксперт.
По его словам, это очень активно проявлялось в ситуации вокруг Сирии. "Иранские интересы во многом пострадали, поскольку действия турецкой стороны, по мнению Тегерана, были направлены не на борьбу с международным терроризмом, а наоборот, на поддержку террористических групп. Более того, Иран подозревал и подозревает Турцию в том, что она, воспользовавшись сложной ситуацией в Сирии, решает свои приграничные вопросы. Суть еще одного обвинения заключается в том, что Турция, воспользовавшись тем, что правительство Сирии занято борьбой с международным террором и не может полностью контролировать все свои территории, очень далеко продвинулась в САР. Все это очень сильно раздражает целый ряд стран, в том числе Иран,", - рассказал Раджаб Сафаров.
Он также подчеркнул, что предстоящая встреча двух лидеров крайне важна. "Она запоздалая, но действительно необходимая. Президент Рухани не мог поехать в Турцию, поскольку был занят президентскими выборами. Сейчас его правительство уже сформировано, поэтому все условия для организации встречи есть. На ней, думаю, будут обсуждены актуальные вопросы, которые будут влиять на ситуацию в Сирии, на двусторонние отношения, на ситуацию в регионе в целом. И, конечно же, будут затронуты турецко-саудовские и турецко-израильские отношения, которые очень сильно беспокоят Иран", - пояснил эксперт.
Помимо этого, гендиректор Центра изучения современного Ирана выразил сомнение в том, что Эрдоган и Рухани будут подробно обсуждать катарский кризис. "Турция не является для Саудовской Аравии таким партнером, которого можно было бы делегировать для решения или обсуждения этого вопроса. Поэтому, полагаю, катарский кризис будет затронут в рамках обсуждения региональных проблем, а не напрямую как часть какого-то сценария, в котором Турция будет участвовать", - заключил Раджаб Сафаров.
Со своей стороны политолог Орхан Гафарлы акцентировал внимание на то, что Турция и Иран планируют сблизиться в сирийском вопросе. "Оба государства намерены противостоять американскому влиянию в регионе, а также объединению кантонов Африн и Кобани, в результате чего на границе Турции и Сирии была бы создана курдская автономия. И в этом вопросе интересы Турции и Ирана совпадают, поскольку они выступают против создания какой-либо автономии в регионе, в сирийском государстве, и за сохранение территориальной целостности Сирии", - уточнил эксперт.
Кроме того, он напомнил, что с 2016 года Турция и Иран сотрудничают в астанинском процессе урегулирования ситуации в Сирии. "Турция, Иран и Россия являются гарантами безопасности в регионе в рамках этого процесса. При этом в сирийском, иракском и курдском вопросах Турция активнее сотрудничает с Россией, с Ираном у нее есть фундаментальные разногласия, вызванные тем, что политика ИРИ в регионе направлена в защиту интересов шиитов", - сказал Орхан Гафарлы.
"Диалог между Ираном и Турцией способен восстановить баланс сил в регионе, ослабить американское влияние на Ближний Восток и содействовать большей его самостоятельности. Президентам нужно будет говорить и о возможных совместных операциях как в Идлибе против "Джебхат ан-Нусры", так и на границе против курдских сепаратистов, которые представляют угрозу для обеих стран: в Турции проживает более 20 млн курдов, в Иране – примерно 10 млн, и там, и там действуют курдские террористические организации. Почти наверняка Анкара и Тегеран сейчас согласовывают военную операцию против сепаратистов и единую политику двух стран в отношении этой угрозы их территориальному единству", - заключил политолог.