Одним из важнейших общественно-идеологических событий второй половины 2013 года в России станет, да и уже стала разработка единого учебника истории по поручению президента Владимира Путина на днях сайт Российского исторического общества и портал "История России" опубликовал проект историко-культурного стандарта, вынеся таким образом готовящийся универсальный школьный учебник по истории на общественное обсуждение.
"Вестник Кавказа" задал вопрос о перспективах исторического стандарта в России профессиональному историку, ректору Российского государственного гуманитарного университета Ефиму Пивовару.
Пивовар рассказал о том, что идея нового поколения учебников, учитывающих исторические реалии и опыт России, сейчас находится на стадии первичной разработки. "Сейчас формируется концепция этого учебника, выявляются ключевые элементы, которые должны быть в этой линии учебников, и спорные, сложные проблемы, которые нужно интерпретировать, исходя из последнего уровня развития исторического знания в нашей стране", - пояснил ректор РГГУ.
Эти три задачи будут обсуждены осенью историческим научным сообществом, и по всем трём позициям будут приняты окончательные программы. После этого будет объявлен конкурс на подготовку новой линии учебников, сказал Пивовар. "Речь идёт не об одном учебнике, а о целой линии учебников, начиная с отечественной истории, но не только отечественной, но и всеобщей, потому что у нас, в отличие от других стран, сохранилась эта традиция. Это хорошо, что у нас в школе изучается не только история нашей страны, но и история всего мира параллельно", - отметил глава Университета.
Одна из проблем учебника периодизация по классам. "Вопрос в том, как продолжать это: до 9 класса и потом снова с древности и до наших дней в 10-11 классах или всё-таки как было раньше продолжать последовательно, начиная с 5 класса и до последнего, завершая линейно, как я учился", - заявил Пивовар.
Другая проблема изменение регионального компонента. "Я имею ввиду учёт истории специфики регионов как национальных внутри РФ, так и просто регионов. Это ахиллесова пята в наших учебниках. У нас получается, что учебник как бы готовится для жителей пскова и жителей Владивостока, но никак не коррелируется это с тем, что один будет это читать во Владивостоке, а один в Пскове. Мы должны жителю Пскова дать информацию о Владивостоке и наоборот. Это у нас в историческом материале представлено очень незначительно. Процесс пока только в начале пути. Он ещё далёк от завершения, но сама по себе задача, конечно, важна, потому что уже третье десятилетие мы живем в другой стране и, конечно, мы должны это учитывать", - подчеркнул Пивовар.
Также ректор РГГУ назвал и ещё одну проблему дискуссионного характера: чем заканчивать учебник. "Как историк, я считаю, что всё, что закончилось минуту назад - это уже история. Я не знаю, как можно остановить процесс на 2000 году или в другом году. И, во-вторых, кому адресованы эти учебники? Это люди которые родились в 96-97 годах и далее годах. Что же вы их лишаете собственной истории?" задал вопрос разработчикам единого историко-культурного стандарта России Ефим Пивовар.