Ровно 20 лет назад, 12 мая 1994 года, вступил в силу "Бишкекский протокол" о режиме прекращения огня и прекратились активные боевые действия в Нагорном Карабахе. В мае 1994 года с соответствующей инициативой выступила Россия, и 8 мая документ был подписан Арменией, самопровозглашенным Нагорным Карабахом и Азербайджаном при посредничестве России и Межпарламентской ассамблеи СНГ. Азербайджанские и армянские политологи оценили для "Вестника Кавказа" итоги двадцатилетия прекращения огня на оккупированных территориях. Эксперты сошлись на том, что за эти годы удалось добиться совсем немногого, в то время как солдаты на линии соприкосновения продолжают гибнуть.
Профессор Западного университета Фикрет Садыхов напомнил о том, что 20 лет назад потребность в перемирии ощущалась как никогда остро. "В Азербайджане в те дни у нас была очень нестабильная обстановка, мы находились в состоянии внутреннего хаоса и внутриполитической борьбы. Перемирие было, конечно же, необходимо, и оно стало возможным благодаря приходу к власти Гейдара Алиева - в конечном итоге, после этого Азербайджан стал ведущим игроком в регионе, это общепризнанный факт", - сказал он.
"Но мы, конечно же, не можем быть удовлетворены тем, что многие надежды на дальнейшее урегулирование не оправдались – ни на работу Минской группы, ни на конструктивную позицию Армении, ни на выполнение резолюций Совбеза ООН. По сути, 20 лет мы были свидетелями самых разных заявлений о признании территориальной целостности Азербайджана, о необходимости ведения мирных переговоров и мирного решения проблемы, но все они так и не сдвинули урегулирование конфликта с места. Конечно, подобные заявления – позитивный факт, но за ними должны следовать практические шаги и конкретные результаты. Я уверен, ведущие государства в состоянии оказать необходимое влияние на ту сторону, которая не выполняет норм международного права, и решить на основе этих норм затянувшийся конфликт", - подчеркнул Фикрет Садыхов.
Замдиректора Института "Кавказ" Сергей Минасян охарактеризовал прошедшие 20 лет как важные годы. "Все, что происходило в эти годы, способствовало сохранению военного перемирия – и это в той ситуации, когда, несмотря на посредническую деятельность трех стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ, подходы всех конфликтующих сторон все еще остаются разными, противоречивыми. Вероятно, то же самое нас ожидает и в будущем - сохранение режима прекращения огня при отсутствии особых подвижек, прорывов в самом переговорном процессе", - спрогнозировал он.
Также Минасян добавил, что еще раз актуализированные сопредседателями Минской группы ОБСЕ Мадридские принципы, озвученные и в недавнем выступлении американского сопредседателя Джеймса Уорлика, и в их совместном заявлении по случаю 20-летия прекращения огня, как бы они не варьировались, свидетельствуют о сохранении прежних подходов к урегулированию конфликта. "Но Мадридские принципы до сих пор не приняты сторонами конфликта, соответственно мы не имеем возможности переходить на следующий этап. Какого-то особого результата и от отдельного заявления Уорлика, и от совместного документ сопредседателей ждать не приходится", - уверен политолог.
Депутат Милли Меджлиса Асим Моллазаде согласился с тем, что в течение 20 лет мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта переговорный процесс был подменен его имитацией. "Безусловно, прекращение огня и кровопролития – это позитивный факт. Вместе с тем, около двадцати лет Армения пытается сохранить статус-кво после оккупации территорий Азербайджана, и то, что происходит в Минской группе ОБСЕ – это имитация работы. Сам подход Минской группы оказался неверным, ведь при мандате Совбеза ООН на руках она не поставила на повестку дня незамедлительное освобождение оккупированных территорий, несмотря на резолюции Совета безопасности, не заговорила даже о санкциях против оккупанта", - пояснил Моллазаде.
"Сегодня и Евросоюз, и Соединенные Штаты Америки принимают различные санкции против России в связи с ситуацией на Украине. Однако до Украины, до Грузии и Молдовы был Карабах и азербайджанские территории – почему же страна-агрессор не чувствует сегодня никаких санкций, никаких угроз, какого-то серьезного международного осуждения, и продолжает сохраняться положение дел 1994 года? Азербайджан выступает за мирное урегулирование конфликта, за решение этого вопроса в рамках международного права, но пора же к международному праву, в конце концов, обратиться", - призвал депутат.
По мнению директора армянского филиала Института стран СНГ Александра Маркарова, 20 лет прекращения огня прошли "с переменным успехом". "С одной стороны, режим прекращения огня по-прежнему в силе, что хорошо, но ежедневно мы слышим о нарушении этого режима. Ситуация после 20 лет характеризуется выражением "ни войны, ни мира". Посредники, работающие от состояния 12 мая 1994 года в направлении всеобъемлющего мирного договора, по-прежнему не решили поставленной задачи. В целом если мы говорим о ситуации на линии соприкосновения, можно назвать ее стабильной нестабильностью", - оценил Маркаров.
Новейшие заявления сопредседателей, будучи несомненно позитивными, невозможны для осуществления, заметил эксперт. "Нет необходимых механизмов и процедур, которые позволят перейти от переговоров к подписанию документов. Предложения американской стороны о раздельном обсуждении судьбы Нагорного Карабаха и оккупированных районов неприемлемы как минимум для карабахской стороны. Опять же, непонятен механизм, который позволил бы воплотить эти предложения в жизнь. Понятно лишь то, что нужна политическая воля Азербайджана и Армении для того, чтобы было найдено то решение, которое удовлетворило бы обе стороны", - заключил политолог.