Кто больше всего выигрывает от санкций США в отношении Ирана? Саудовская Аравия? Израиль? ОАЭ? Такими вопросами задается Forbes в статье Trump's Sanctions On Iran Just Handed A Big Victory To Russia и дает ответ: Россия. Санкции не только ослабляют Иран, но и дают России возможность оказывать большее влияние на баланс нефтяного рынка.
Такая ситуация возникла, поскольку ОПЕК нуждается в крупных производителях, которые могли бы помочь Саудовской Аравии обеспечить соблюдение необходимых квот на добычу. Если Иран окажется в изоляции, одна Саудовская Аравия не сможет убедить других мелких производителей сдержать уровни добычи, а без этого ОПЕК больше не сможет воздействовать на мировой рынок нефти так, как хочет. Иными словами, Саудовской Аравии необходимо сотрудничество с крупным производителем, будь то Россия или Иран.
Страны-члены ОПЕК во главе с Саудовской Аравией не смогли обеспечить соблюдение квот на поставки или контролировать цены из-за подъема добычи сланцевой нефти в США с 2014 года. Только после объединения с Россией в конце 2016 года картель смог снизить добычу и подтолкнуть цены на нефть к росту.
Меняющиеся экономические реалии, которые привели к сближению ОПЕК и России, дали Москве значительное геополитическое влияние, сделав ее одним из лидеров ОПЕК+. Этот факт подтверждается заявлением министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха: "Мы доказали, что можем работать с Россией и поддерживать стабильность рынка независимо от дефицита или избытка".
Сверхнизкая стоимость добычи нефти в Иране делает его хорошим потенциальным партнером для Саудовской Аравии. Это означает, что зависимость ОПЕК от России вполне могла быть зависимостью от Ирана. Без санкций Иран помог бы консолидировать ОПЕК, что позволило бы легче повлиять на таких мелких производителей, как Катар. Именно такой консолидации не хватало картелю в 2015 году, когда он отказался от квот. И именно с этим Россия помогла ОПЕК, начав сотрудничать с ним в 2017 году.
Сегодня эксперт говорят, что если Россия не будет работать с ОПЕК, то картель может развалиться. По мнению эксперта Forbes Питера Волкмара, позиции Москвы ослабнут, если Тегеран выйдет из изоляции: "Иран дал бы ОПЕК достаточно влияния для ограничения добычи и повышения мировых цен без привлечения к этому России. В таких условиях Москва сможет производить и продавать столько, сколько захочет. ОПЕК смогла бы поддерживать высокие цены даже если бы сотрудничала с Ираном вместо России. Это удивительно, Иран добывает более чем в два раза меньше России. Но цены на нефть Ирана настолько низки - ($9 за баррель вместо $19 в России) - что Тегеран может начать ценовую войну и по-прежнему получать прибыль. Иран может влиять на членов ОПЕК, не соблюдающих квоты, благодаря этим низким ценам".
В 2016 году картель предоставил Ирану освобождение от квот после снятия со страны экономических санкций в отношении ее ядерной программы. Иран быстро восстановил уровни производства, увеличив их с 2,8 до 3,8 млн баррелей в сутки. Таким образом, Иран мог бы занять место России в соглашении 2017 года. Всему этому мешают санкции США, которые начнут действовать 5 ноября. Израиль и ОАЭ рады видеть, как экономика их стратегического конкурента оказывается в изоляции, но именно Россия заполнит пустоту, оставленную Ираном. США будут вынуждены бороться с последствиями этой ситуации еще долгие годы. Если Трамп хочет снизить цены в преддверии выборов в США, ослабление санкций в отношении Ирана может стать лучшим способом, чтобы добиться этой цели.