Российское правительство хочет удерживать рост цен на топливо в пределах инфляции и уже на следующей неделе может принять решение о введении заградительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов для стабилизации внутреннего рынка. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Между тем сегодня мировые цены на нефть снижались на фоне слабеющих опасений по поводу возникновения дефицита сырья на рынке в связи с вступлением в силу санкций США против Ирана.
Как пишет Oil Price в статье Why Oil Prices Could Still Go Lower, в августе-сентябре на нефтяных рынках творилась паника, что привело к росту цен. Наконец, все постепенно пришли в себя, и цены упали. Более того, тенденция к еще большему снижению сохранится в течение следующих месяцев.
Приступ паники был вызван в основном августовским заявлением президента США Дональда Трампа о том, что против Ирана снова будут введены санкции. Обеспокоенность тем, как это решение повлияет на предложение на рынке и на нефтяные цены, вполне обоснована, но реакция на него была крайне истеричной.
С 15 августа по 1 октября декабрьские фьючерсные спреды на нефть марки Brent выросли на 3,01 доллара (175%) с 1,72 доллара до 4,73 доллара. Цена на нефть марки Brent подскочила на 15,53 доллара (22%) с 70,76 доллара до 86,29 доллара.
Затем произошел обвал фьючерсов и цен. К 24 октября спреды упали с 4,73 доллара до 1,52 доллара, то есть ниже, чем они стоили, когда цены начали расти. Цены на Brent по контрактам на ближайший месяц снизились с 86,29 доллара до 76,17 доллара. 24 октября цены и фьючерсы немного отыграли свою стоимость – 76,89 доллара и 1,76 доллара соответственно.
Непохоже, что корректировка цен закончилась. Ее продолжительность зависит от того, сколько времени потребуется рынками, чтобы полностью избавиться от так называемого страха дефицита предложения. После шести недель, проведенных в этом страхе, рынки должны уже приспособиться к реальности, ведь на настоящий момент с предложением на нефтяном рынке все в порядке.
Бесспорно, рынки беспокоит не только ситуация вокруг Ирана. На повестке дня снижение и нерегулярность поставок из таких проблемных стран как Венесуэла, Ливия и Нигерия, а также сокращение разработки месторождений пермского бассейна.
Но Иран – отдельная история, потому что здесь кризис поставок был вызван искусственно. Это было решение Трампа и его советников. Рынки привыкли к нестабильности в проблемных регионах, но не привыкли к политическому вмешательству. Реакция соответствовала причине – четкая, прямолинейная и абсолютно неправильная.
На самом деле, мировое производство нефти выросло в 2018 году на 2,91 миллиона баррелей в сутки. В основном этот прирост показали страны, не входящие в ОПЕК, и не США. Конечно, сокращение производства в Венесуэле, Иране, Ливии и Нигерии также было учтено. В сентябре коммерческие запасы США и Организации экономического сотрудничества и развития выросли, а их средние объемы непроданной нефти увеличились на 30 миллионов баррелей, приблизившись к средним показателям за пять лет.
"В 2019 году мы ожидаем очередную волну перепроизводства нефти, что возможно приведет к сокращению спроса", – заявил в конце сентября министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих.
Рост нефтяного производства начался в первом квартале 2018 года, а реакцию цен на него обычно можно наблюдать через несколько месяцев. Важно помнить об этом, потому что это показывает возможное снижение или вообще окончание повышательной тенденции в ценах на нефть, которая началась в начале 2016 года. Последний раз подобные долгосрочные изменения происходили в начале 2014 года. Дефицит сменился ростом производства в первом квартале 2014 года. Несмотря на это, цены оставались выше 100 долларов за баррель до третьего квартала. Цены на Brent резко обвалились только в четвертом квартале 2014 года. "Мы не прогнозируем очередной обвал цен в 2019 году. Однако все данные указывают на то, что понижательная тенденция в нефтяных ценах будет продолжаться", - пишет Oil Price.