Саудовская Аравия прекратила поддерживать высокую стоимость нефти после того как Дональд Трамп написал, что более высокие цены ”не будут приняты”. Говорят, что крупнейший в мире экспортер нефти планировал довести стоимость нефти до $100 за баррель, но теперь, похоже, решил, что цены не должны превышать $80 долларов.
Как отмечает американский новостной ресурс Breitbart в статье Trump’s Tweet Got Saudi Arabia to Drop the Price of Oil, цены на нефть упали в пятницу, в результате чего акции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний снизились, а акции авиакомпаний выросли. Это произошло, когда министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сказал, что его страна разделяет ”беспокойство” своих клиентов по поводу роста цен на нефть. Он объявил, что Организация стран-экспортеров нефти, вероятно, увеличит объем производства во второй половине года.
20 апреля президент Трамп осудил в Твиттере ”искусственно высокие нефтяные цены”: ”Кажется ОПЕК взялась за старое. Несмотря на огромные запасы нефти повсюду, включая плавучие хранилища, нефтяные цены искусственно очень высокие! Это плохо и не будет принято!”
Трамп - один из немногих политиков в Вашингтоне, который продемонстрировал понимание того, как устанавливаются мировые цены на нефть. Саудовцы не продают сырье, как остальные производители нефти в мире. Они публикуют свои цены для нефтеперерабатывающих заводов, а затем выполняют все заказы по установленной цене. Остальная часть мира покупает всю доступную нефть по спотовым ценам, а затем закупает необходимую оставшуюся часть у саудовцев по фиксированной цене. В результате предложение саудовской нефти растет или сокращается в ответ на спрос по фиксированной цене. Это делает их регуляторами нефтяных цен.
Если Саудовская Аравия хочет, чтобы цена на нефть упала, она просто устанавливает собственную цену ниже текущих рыночных уровней. Это понижает спотовую стоимость, потому что нефтеперерабатывающие заводы не будут предлагать цену выше фиксированной цены в Саудовской Аравии. Когда королевство считает, что мировые цены находятся на ”правильном” уровне, они просто публикуют цены вблизи этого уровня.
Трамп понимает, что слишком высокая цена на нефть, особенно в летние месяцы, действует как налог для потребителей США. Это вынуждает домашние хозяйства США тратить больше своих доходов на бензин и в конечном счете приводит к утечке спроса во всей экономике, поскольку доход США перенаправляется на иностранных поставщиков нефти. Этот эффект был несколько смягчен бумом сланцевого производства, в результате чего, большая часть расходов на энергию остается внутри США. Кроме того, более высокие цены на нефть могут в течение длительного периода времени стимулировать инвестиции в американскую добычу, что укрепляет экономику страны.
Но Трамп сейчас стремится к устойчивому экономическому росту и не хочет, чтобы всплеск нефтяных цен подорвал стимул, обеспечиваемый сокращением налогов. Поэтому он воспользовался Твиттером для того, чтобы отправить сообщение Саудовской Аравии, и саудовцы отреагировали, снизив цену на нефть.
”Твит повлиял на саудовцев, - сказал Боб МакНалли, основатель консалтинговой компании Rapidan Energy Group в Вашингтоне и бывший нефтяной чиновник из Белого дома. - Они получили и поняли сообщение”.
Конечно, саудовцы хотят, чтобы работа мирового нефтяного рынка была гладкой. Они стараются информировать другие нефтедобывающие страны о своих планах с целью предотвратить любое резкое изменение нефтяных цен, что по сути приводит к тому, что саудовцам не приходится прибегать к значительному регулированию. Их партнеры по ОПЕК корректируют свои собственные запасы в ожидании саудовской цены. ОПЕК часто называют олигополией ценообразования, но это, скорее, коммуникационный форум, на котором установщик монопольных цен говорит своим партнерам о том, чего им ожидать.
Примером такой системы можно считать ориентацию ставок Федерального резерва. Официально Федеральная резервная система не ”фиксирует” цену средств овернайт-заемов. Вместо этого она нацелена на курс и вмешивается в дела на рынке, увеличивая или снижая резервы банков, чтобы цена была близкой к целевой. Но на практике у ФРС нет необходимости постоянно регулировать этот процесс.
Аль-Фалих заявил о возможном росте нефтяных поставок после встречи с министром энергетики России в Санкт-Петербурге, где он, вероятно, заранее объяснил планы Саудовской Аравии. Россия знает, что саудовцы установили цену, и на данный момент у россиян нет возможности убедить саудовцев отказаться от своих планов выполнить желание Трампа и прекратить рост цен. Ущерб от падения стоимости будет ослабляться по мере того, как спрос на российскую нефть и нефть от других поставщиков будет расти в результате хаоса в Венесуэле и возвращения санкций в отношении Ирана.