Вестник Кавказа

Чем грозит России обнуление пошлины на нефть?

Предлагаемое министерством финансов России обнуление экспортной пошлины на нефть в рамках продолжения "налогового маневра" несет серьезные риски для российского топливного рынка, заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Избежать их можно только при существенном снижении акцизов на нефтепродукты, отметил он.

"Обсуждаются предложения Минфина об обнулении пошлин на нефть с одновременным введением возвратного акциза для НПЗ - покупателей нефти", - напомнил замглавы ведомства. "Полагается при этом, что такие меры позволят получить дополнительные доходы в бюджет от НПЗ с низкой глубиной переработки", - добавил он. Голомолзин указал, что "в России в целом сектор нефтепереработки имеет низкую глубину переработки, которая за последние годы возросла лишь с 70 до 72%". "Чем больше НПЗ попадает в категорию тех, кому не возвращают акцизы, тем больше будет экспортироваться нефти и тем меньше будет производиться и поставляться нефтепродуктов на внутренний рынок", - предупредил замглавы ФАС.

Как отметил Голомолзин, "еще большую обеспокоенность вызывает то, что обнуление пошлины на нефть и нефтепродукты означает кардинальное изменение механизмов ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов". "Когда действует экспортная пошлина, в механизме ценообразования свою роль играет механизм ценообразования по принципу netback", - цитирует его "Интерфакс". "В нем цены внутреннего рынка пересчитываются от цен на внешних рынках за минусом пошлины и транспортных расходов (за пределами и внутри таможенной территории)", - уточнил замруководителя ФАС. "Если пошлина на нефть обнуляется, то действующая система ценообразования с механизмом защиты внутреннего рынка стран-экспортеров превращается в механизм ценообразования стран-импортеров, когда к цене внешнего рынка будут прибавляться расходы на логистику", - пояснил он. "Это может вызвать значительный рост цен на топливо на российском рынке и сокращение его потребления", - указал Голомолзин, добавив, что это может затормозить развитие российской экономики.

Кроме того, отметил он, на рынок России может начать поступать топливо из других стран, "вытесняя внутренних производителей нефти и нефтепродуктов, лишенных возможностей модернизации и обеспечения своей конкурентоспособности".

Замглавы ФАС считает, что снижение пошлин на нефть и нефтепродукты нужно обсуждать "только с одновременным снижением акцизов (желательно до ранее обещанного уровня), с внедрением в последующем гибкой шкалы акцизов, привязанной, как и пошлины и НДПИ, к конъюнктуре цен на нефть и нефтепродукты". "Так, при высокой цене на нефть акцизы на нефтепродукты будут снижаться, при низкой – повышаться", - добавил он. "С учетом уровня акцизов это будет приводить к устойчивой ситуации на рынке", - указал заместитель руководителя ведомства.

Голомолзин сообщил, что ФАС планирует создать рабочую группу с нефтяными компаниями и передать эти предложения в министерство финансов.

Как поведал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, основная цель Минфина – пополнить бюджет. "Чем большего объема вы берете поступления, то есть НДПИ, тем больше доходов идет в бюджет, и остальные вопросы Минфин не очень волнуют. Поэтому когда он перекладывает всю нагрузку на НПЗ, получается, что его налогооблагаемая база растет. Естественно желание ФАС не допустить этого, потому что получится, что у вас внутри страны нефть будет стоить тоже дорого, потому что вся рента у вас взята на скважине, а раньше на скважине бралась лишь половина ренты, и если вы экспортировали сырую нефть за счет этого, нефть внутри страны была дешевле, чем та, что шла на экспорт. И НПЗ получали относительно недорогое сырье и делали из него бензин. А сейчас получается, что внутри страны нефть будет стоить для НПЗ столько же, сколько для экспорта, и у нас автоматически вырастут цены на бензин. Когда растут цены на бензин, возникают вопросы у руководства страны и президента именно к ФАС, что, мол, куда вы смотрите - у вас цены на бензин растут. В ФАС сосредоточены и антимонопольные функции, и тарифное регулирование. Естественно, что руководство ФАС не хочет получить нагоняй и как-то пытается противодействовать этому налоговому маневру, в этом и заключается вся суть. То есть здесь скорее корпоративные интересы и желание показать, что функции их ведомства исполняются наиболее эффективно, и они конфликтуют друг с другом из-за этого", - пояснил эксперт.

Оценивая ситуацию с точки зрения энергетической отрасли, аналитик отметил, что для населения в целом это невыгодная история, по крайней мере, для всех автолюбителей. "Чем дороже бензин, тем дороже все продукты, в которые вкладываются эти затраты. Помимо этого, не исключено, что вообще возникнет дефицит топлива, потому что для нефтяников теперь не будет никакой разницы, отправить сырую нефть на экспорт или переработать внутри страны. Если раньше был стимул перерабатывать ее в России и наполнять рынок топливом, то теперь получается, что можно в общем-то не задумываясь отправлять сырую нефть на экспорт, переработка здесь - пострадавшая сторона. Это приведет к росту цен на бензин, цен на продукты питания, но при этом изначально цель благая - наполнить бюджет. Поэтому, как ни крути, получается, что цены вырастут, и в этом и заключается основная проблема для внутреннего рынка, то есть страдает внутренний рынок топлива", - заключил Игорь Юшков.

Вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина Валерий Бессель, комментируя идею Минфина, затруднился пояснить причины, побудившие Минфин предложить именно обнуление экспортной пошлины как часть налогового маневра. "Топливо будет дорожать, и это совершенно неизбежный процесс. И мы - великая углеводородная держава, но издержки на добычу нефти у нас постоянно растут. Последнее исследование, которое я делал, показывает, что у нас снижается условная эффективность отрасли. Если мы считаем количество добытых тонн углеводородного сырья на один пробуренный метр, то за последние 10-12 лет этот показатель снизился больше чем в два раза. Это очень серьезное снижение, потому что мы уходим в новые регионы, за это придется платить потребителю. Что касается налогового маневра, я думаю, что у Минфина есть четкое понимание того, что нефтяников надо как-то стимулировать. Правда наши нефтяные компании тратят сейчас все большие и большие деньги для того, чтобы добывать нефть и газ для наших традиционных рынков сбыта. Цены, особенно на экспортный газ, значительно выше, чем цены на внутреннем рынке. Плюс экспортные поставки газа всегда гарантированно оплачиваются, чего не делают очень многие наши регионы внутри страны. Я слышал - многие политические лидеры говорят, что надо заниматься внутренней газификацией: Газпром-то готов ею заниматься, если бы кто-то за это платил. А у нефтяной отрасли так же, как и у газовой, затраты растут, издержки растут. Поэтому я думаю, что маневр вызван тем, чтобы компании не теряли позиций на мировом рынке", - поведал профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина.

Что касается стимулирования отрасли, эксперт уверен: это необходимо. "Акцизы на НПЗ будут подниматься, это совершенно очевидно. Lеваться некуда, придется платить. Помните, мы все говорим о прогрессивной шкале налогов. Мы говорим, что бедные должны платить мало, а богатые должны платить много. Прогрессивной шкалы налогов не будет, ее очень сложно реализовывать, а налоги будут плодить, и налогами будут регулировать все. Налогами на недвижимость, налогами на квартиры, налогами на дорогие машины, налогом на бензин, потому что цена не бензин - главный налог", - отметил аналитик.

Что касается ожидаемого эффекта от нулевых экспортных пошлин, то эксперт считает, что экспортные пошлины будут стимулировать компании, а также поддерживать достаточный уровень экспорта для того, чтобы российским компаниям не уйти с традиционных рынков. "Государство не облагает компании никакими дополнительными налогами из-за того, что они экспортируют нефть. Государство берет с компаний налог на добычу полезных ископаемых, берет акцизы и берет остальные налоги, но нет никакой дополнительной нагрузки на экспорт углеводородного сырья. Потому что если нагрузка появится, то компании не будут экспортировать достаточное количество этого сырья. Это нормальный рыночный механизм регулирования", - заключил Валерий Бессель.

18315 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ