Открытая в понедельник железная дорога Баку - Тбилиси - Карс соединит железнодорожные сети Азербайджана, Грузии и Турции в единый транспортный коридор и в четыре раза сократит сроки перевозки грузов из Китая в страны ЕС. За пределами региональной интеграции оказалась Армения, и этот факт эксперты считают следствием отсутствия самостоятельной и самодостаточной внешней политики Еревана. Если рассмотреть региональные процессы в глобальной плоскости, то очевидно, что политика Еревана по поддержанию статус-кво в вопросе Нагорного Карабаха, по сути, бесперспективная, и приводит к изоляции страны и созданию опасной демографической конъюнктуры внутри Армении.
К такому выводу приходит 1in.am в материале Баку-Тбилиси-Карс: новый вызов региональной изоляции Армении. "Азербайджан никогда не скрывал, что для него этот проект – кроме экономического, имеет и политическое значение, и направлен на усиление изоляции Армении. В Баку заявляют, что Армения не может участвовать в проекте, так как Карабахская проблема не урегулирована″, - утверждают армянские эксперты.
Политика Армении в этом вопросе была построена не на прагматизме, а на надеждах на то, что мешающие обстоятельства не позволят сделать реальностью железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. Армянские чиновники то приводили обоснования экономической нецелесообразности этого проекта, в другом случае питали надежды, что для нового правительства Грузии, пришедшего на смену властям Михаила Саакашвили проект Баку-Тбилиси-Карс не является приоритетом.
В Ереване явным образом ошиблись, потому что в данном случае переоценили влияние армяно-грузинских отношений, тем более, что они – наряду с тем, что являются дружественными, по большому счету лишены содержания, политических инициатив. ″Армения находится в зависимости от Москвы, что и привело к распылению субъектности нашей страны и растрате потенциала внешней политики. В то время как из Тегерана звучат адресованные Еревану различные предложения о сотрудничестве – на уровнях двустороннего и регионального сотрудничества, политика Армении явным образом скованна российским фактором″, - полагает эксперт 1in.am. По его данным, Азербайджан интенсивно использует также и иранское направление – с целью усугубления политической и экономической изоляции Армении.
Сегодня проходит второй саммит президентов России, Азербайджана и Ирана (См. ″Путин, Алиев и Рухани укрепят треугольник Москва-Баку-Тегеран″), а в рамках трехстороннего сотрудничества вскоре будет претворен в жизнь железнодорожный мост Иран-Азербайджан, который, кстати, еще больше подчеркнет политическое, экономическое значение железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Не нужно питать иллюзий, что Иран считает более предпочтительным в региональных проектах иметь дело не с Азербайджаном, а с Арменией. Даже если это и так, Иран не может бесконечно ждать встречных инициатив Армении. Если рассмотреть региональные процессы в более глобальной плоскости, то очевидно, что политика Еревана по поддержанию статус-кво в вопросе Нагорного Карабаха, по сути, бесперспективная, и приводит к изоляции нашей страны и созданию опасной демографической конъюнктуры внутри Армении. Однако качество действующих властей Армении не порождает надежд в вопросе пересмотра политики ни в армяно-российских отношениях, ни в карабахском вопросе. И на этом фоне региональная изоляция Армении становится все более реальной.