Первая в 2017 году группа иранских паломников отправилась в Саудовскую Аравию на хадж – паломничество в священные города Мекку и Медину, которое каждый мусульманин должен предпринять, по крайней мере, один раз в жизни. Как Breitbart со ссылкой на Al-Arabiya в статье Iran Dispatches First 2017 Hajj Pilgrims to Saudi Arabia, иранские паломники вылетели из международного аэропорта Бендер-Аббас в воскресенье утром, за ними последовали еще два рейса. Ожидается, что в этом году в Саудовскую Аравию отправятся 86 500 иранцев.
Участие Ирана в паломничестве не было гарантировано в этом году. Ни одному иранцу не было разрешено участвовать в хадже в прошлом году, в период высокой напряженности между Саудовской Аравией и Ираном. Решение разрешить иранцам участвовать в паломничестве не объявлялось до марта. Отношения Эр-Рияда и Тегерана осложнены не только крупными политическими конфликтами, как, например, в Сирии и Йемене. Помимо этого иранские власти очень критично относятся к тому, как Саудовская Аравия организовывает ежегодный хадж, особенно после давки 2015 года, в которой погибло более 2400 человек. Саудовцы, в свою очередь, обвиняют Иран в политизации хаджа. В понедельник верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал мусульман превратить паломничество в протест против того, что он назвал ”израильскими усилиями по контролю над мечетью Аль-Акса”, ссылаясь на меры безопасности, осуществляемые Израилем после атаки палестинского террориста. Многие мусульманские лидеры осудили эти меры как уловку со стороны израильтян с целью удержать мусульман от посещения Храмовой горы в Иерусалиме. Али Хаменеи также призвал паломников выразить позицию в отношении присутствия США в регионе.
Причина прошлогоднего недопуска иранцев к паломничеству - казнь шиитского клирика Нимра аль-Нимра из Саудовской Аравии и последующие беспорядки в посольстве страны в Тегеране. В понедельник иранский апелляционный суд оставил в силе приговоры против десяти бунтовщиков.
Катарцы, по-видимому, менее приветствуются в этом году на хадже, чем иранцы. Правительство Саудовской Аравии открыто не запретило паломничество жителям Катара, но организаторы говорят, что столкнулись с рядом трудностей с перелетами, наземным транспортом и жильем.
Один из официальных представителей Катара сообщил Al-Jazeera, что саудовские представители ”неохотно работают с компаниями катарского хаджа, опасаясь возмездия в свете принятых законов о симпатиях”. Законы, о которых идет речь, предусматривают ответственность в отношении граждан Саудовской Аравии за публичное выражение сочувствия Катару. В статье Al-Jazeera говорится о сетованиях Катара по поводу того, что к иранскому паломничеству в этом году отношение лучше, чем к катарскому, несмотря на то, что одним из главных обвинений Саудовской Аравии является чрезмерная дружелюбность Катара по отношению к Ирану. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр отклонил эти жалобы и обвинил Катар в попытке политизировать вопрос, что саудовское руководство считает ”неуважением к хаджу и паломникам”.