Вестник Кавказа

ОПЕК+ быть!

Участники соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти не планируют выходить из сделки, действие которой истекает в марте 2018 года, а разрабатывают стратегию долгосрочного сотрудничества по истечению этого срока, - сообщил сегодня генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо в кулуарах 22-го Мирового нефтяного конгресса в Стамбуле.

"25 мая мы продлили соглашение на девять месяцев. Сейчас мы смотрим уже за горизонт этих девяти месяцев. Мы рассматриваем стратегию долгосрочного сотрудничества, а не стратегию выхода", - сказал он, подчеркнув, что смысл ее гораздо шире соглашения о сокращении добычи.

"Это сотрудничество, которое мы хотим институализировать", - добавил Баркиндо, пояснив, что речь не идет о продлении действий по ограничению добычи.

"Сокращение добычи на 1,8 млн баррелей - не единственный элемент нашего сотрудничества, которое мы скрепили 10 декабря", - отметил он.

Напомним, первое соглашение между членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и государствами, не входящими в этот картель, о сокращении добычи нефти было подписано 10 декабря и оказало существенное влияние на экономики многих стран мира, в том числе и России.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление Мухаммеда Баркиндо является, прежде всего, попыткой повлиять на нефтяной рынок. "Думаю, здесь в большей степени играет роль медийная составляющая, потому что рынок нефти весьма психологичен и мгновенно реагирует на подобные заявления: фьючерсы дорожают, так как трейдеры скупают ценные бумаги, в надежде, что они вырастут еще, когда произойдет заявленное событие. Мы это уже видели в дни первого соглашения ОПЕК с Россией и другими нефтедобытчиками: только пришла новость о подписании документов, и цена нефти выросла на несколько долларов, хотя никто еще ни на баррель нефтедобычу не сократил", - напомнил он.

По оценке эксперта, для России сейчас будет выгодно заявить, что предложение о создании ОПЕК+ принято к рассмотрению. "Для России выгодно все, что позволяет цене на нефть вырасти, но не заставляет нас снижать в больших объемах экспорт нефти. Сейчас мы в комфортной ситуации, и было бы обоснованно, если бы министр энергетики Александр Новак заявил, что мы рассмотрим это предложение, проведем соответствующую конференцию, подпишем дорожную карту и так далее. Чем больше новостей будет о том, что мы создали некий картель и цена на нефть вырастет из-за этого, тем лучше для России. Сам же формат ОПЕК+ на цены не влияет. В его рамках пришлось бы очень сильно сократить объемы добычи, чтобы создать дефицит нефти в мировых масштабах для роста цен, – но на это никто не пойдет, потому что от такого сокращения даже при росте цены выгоды не будет. Поэтому сейчас все ищут некий баланс: немного сократить объем добычи для того, чтобы цены немного подросли", - обратил внимание Игорь Юшков.

Что касается возможной программы сотрудничества в рамках ОПЕК+, то она будет повторять работу ОПЕК с дополнительными стимулами для участников. "В первую очередь речь о квотировании объемов производства нефти с выделением квот на каждую страну, которая добывает нефть на постоянной основе. Будут проводиться регулярные встречи и саммиты. По сути, в рамках ОПЕК+ страны уже встречаются раз в полгода для заключения и продления соглашения по сокращению нефтедобычи, и то же самое будет происходить и дальше, оформление нового картеля ничего не изменит кроме вывески", - заключил Игорь Юшков.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в свою очередь заявил, что на данный момент никто за пределами ОПЕК не готов к созданию квазиОПЕК с жесткими условиями членства, а уж тем более к принятию на себя каких-то обязанностей по исполнению решений организации. “То есть, расширенный ОПЕК в классическом понимании картеля - такого точно не будет. К этому никто не готов и никому не нужно”, - подчеркнул эксперт.

По его мнению, речь может идти лишь о какой-то площадке для дискуссий и выработки решений. "Против этого никто выступать не будет. Вопрос в том, насколько это окажется эффективным. Если судить по заявлению, то речь идет, скорее всего, о какой-то площадке, на которой будет работать некое общее правило взаимодействия на рынке. В принципе, идея здравая, но опять же все зависит от ее наполнения. А сейчас это пока общие слова", - объяснил Алексей Белогорьев.

В то же время он выразил сомнение в том, что заявление Мухаммеда Баркиндо каким-то образом скажется на нефтяных ценах. "Все понимают, что это общие слова. Для участников фьючерсной торговли они ничего не значат, несмотря на статус говорившего. Это слишком слабое заявление, чтобы его рассматривать в качестве серьезного фактора. Кроме того, для участников рынка важны какие-то конкретные действия, по которым потом можно будет судить о том, насколько реалистична сама эта идея, насколько страны ОПЕК готовы за нее бороться. Сейчас это не очень понятно", - пояснил заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

По его словам, для того, чтобы соглашение ОПЕК+ работало так, как этого хотят страны ОПЕК, Россия и другие, нужны серьезные реформы. "Необходимы изменения в вопросе ценообразования на нефть ОПЕК, в части логистики поставок. Там целый клубок серьезных изменений, к которым, по большому счету, те же страны ОПЕК, особенно Саудовская Аравия, не готовы. Если это долгосрочная стратегия, то она должна включать в себя серьезное реформирование рынка, прежде всего рынка тех сортов нефти, которые продают, экспортируют сами страны ОПЕК. Очевидно, что никакого желания и готовности к этому нет, поэтому все останется на уровне обсуждений. На самом деле, на разных площадках, в том числе в рамках энергодиалога Россия-ОПЕК какие-то идеи стратегические обсуждаются, но пока уровень этих разговоров настолько общий и неконкретный, что большого толка для рынка от них нет", - резюмировал Алексей Белогорьев. 

16680 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ