В Пекине завершился крупный международный форум "Один пояс – один путь", в котором наряду с другими лидерами принял участие президент России. Там же состоялся очередной российско-китайский саммит.
Комментируя итоги пекинских встреч, глава Российского совета по международным делам, экс-министр иностранных дел России (1998–2004 гг.) Игорь Иванов выразил мнение, что идея формирования большого евразийского пространства последовательно претворяется в жизнь: ″Налицо политическая воля большого круга государств действовать согласованно в продвижении к намеченной цели. В Пекине было принято решение о проведении очередного форума в 2019 году. Принципиально важно, что формирующееся евразийское партнерство не носит закрытый характер. Оно предполагает не только сложение потенциалов таких интеграционных форумов как Евразийский экономический союз, "Один пояс – Один путь", ШОС, АСЕАН, но и не закрывает двери для участия и других государств, в том числе и из Европейского союза. Ключевая роль в реализации этого масштабного проекта сотрудничества в евразийском регионе принадлежит Китаю и России″.
29-30 мая в Москве Российский совет по международным делам в сотрудничестве с Обществом российско-китайской дружбы, которому исполняется в этом году 60 лет, проведет третью международную конференцию, которая называется "Россия-Китай: к новому качеству двусторонних отношений". На повестку конференции вынесен вопрос сопряжения ЕАЭС с проектами "Шелкового пути".
Игорь Иванов утверждает, что в реализации транспортных или иных маршрутов никто не намерен покушаться на территориальную целостность или национальные интересы каких-либо государств: ″Российско-китайское партнерство не направлено против какой-либо третьей страны. Мы хотим продемонстрировать, что вырабатываем ту культуру политических отношений, которая могла бы быть приемлема для любых других государств. Эти принципы должны быть нормой международной жизни″.
По мнению директора Института Дальнего Востока РАН Сергея Лузянина, проект "Один пояс - один путь" будет способствовать укреплению стабильности в Евразии и со временем может стать дополнительным коллективным институтом безопасности в регионе. Речь идет о преимуществах, которыми одни страны обладают, а другие – нет: ″Экономическая мощь, экономические ресурсы, как сообщающийся сосуд, в рамках этой инициативы могут давать импульс для развития слабых, среднеразвитых стран. Здесь есть финансово-экономическая часть, есть инфраструктурная часть, есть достаточно непростая интеграционно-торговая часть. Этот проект выгоден всем, прежде всего, и России, и Китаю. И в рамках этого формата стратегического партнерства возможна определенная гибкость. Понятно, что компании напрямую не будут отказываться от прибыли, но какие-то компромиссы, взаимные обмены с частичной потерей в одной сфере и приобретением каких-то дивидендов в другой возможны″.
Эксперт Российского совета по международным делам Ярослав Лисоволик считает, чем больше развита инфраструктура в рамках проекта "Один пояс – один путь", тем больше возможности для евразийских стран по участию в процессах растущей интеграции между Азией и Европой. Речь, в частности идет о механизме взаимодействия между банками развития, которые вовлечены в процесс финансирования проектов в рамках "Одного пояса – одного пути". ″На форуме в Пекине обсуждалась тема взаимодействия стран БРИКС, инициатива по расширению БРИКС в формате БРИКС+ на основе взаимодействия региональных интеграционных объединений, в которых страны БРИКС играют лидирующую роль. Система на основе БРИКС+ могла бы способствовать глобализации проекта "Один пояс – один путь". Аналогичные проекты, которые мы видим в Евразии, проводятся и на других континентах с участием банков развития уже тех стран, которые находятся или на африканском континенте или в Южной Америке″, - заявил Лисоволик.
По его словам, в рамках проекта меняется не только транспортная инфраструктура, потенциально меняется и финансовая архитектура Евразии: ″С точки зрения взаимодействия банков развития, валют, которые используются в процессе взаиморасчетов между странами в контексте реализации этих мегапроектов, можно повысить фактор расчета в национальных валютах. Это фактор может способствовать дедолларизации стран Евразии, снижению зависимости от американского доллара и повышению роли валют развивающихся рынков. Это в том числе возможность для создания новых резервных валют, укрепления роли, скажем, юаня как резервной валюты в международных расчетах, создание новых финансовых центров. Это возможность степени повлиять на финансовую архитектуру Евразии″.