Четверть века назад на базе Московского государственного историко-архивного института был образован Российский государственный гуманитарный университет. В день празднования юбилея президент РГГУ Ефим Пивовар поделился с "Вестником Кавказа" своим видением развития ведущего гуманитарного вуза страны.
- Что удалось сделать в плане развития высшего гуманитарного образования в России за последние 25 лет и что планируется?
- Сегодня мы отмечаем 25 лет со дня образования РГГУ, который имеет гораздо более длительную историю, учитывая, что Историко-архивному институту уже 85 лет, а зданию, где возник Университет Шанявского, уже более 100 лет. (Здание Университета А.Л.Шанявского , построенное в 1912 году, входило в ансамбль культурного центра Миусской площади, и сейчас в этом здании находится Российский государственный гуманитарный университет, - прим. ред). Но посдедняя 25-летняя история тоже очень динамичная. Университет создавался фактически как один из первых гуманитарных проектов в России, даже, можно сказать, первый. Мы были первыми - естественно, много экспериментировали, многое было впервые. Кстати, именно у нас появились первые в России бакалавры и магистры, первые международные центры такого уровня были созданы именно здесь. Первая гуманитарная докторантура возникла здесь в последние два года.
Нам удалось на хорошем фундаменте создать уникальное учебное заведение, где были представлены все гуманитарные области классического плана, большая часть социальных наук и политических наук, много областей на стыке гуманитарных и естественных наук.
Мы впервые пытались создать и научные подразделения. Институт высших гуманитарных исследований, Институт восточных культур и античности - все проекты, которые возникали впервые в наших стенах, и себя оправдали. Хотя они затратные. Сейчас в новых условиях это особенно чувствуется.
Сейчас экономический элемент в развитии вузов имеет важнейшее значение. Но гуманитарная область не всегда экономически эффективна, поскольку она затратна. Вряд ли мы можем получить прибыль от подготовки специалистов в области египтологии, или в области мертвых языков. Но не заниматься этим мы не можем, потому что Россия все-таки великая образовательная держава, и гуманитарные области для России, хоть северные исследования, хоть северо-восточные, или западные - крайне важны. Чтобы эта традиция сохранилась, чтобы она не угасла, необходимо заниматься и теми областями, которые не дают эффекта сразу, не востребованы работодателями, но с точки зрения развития самой науки, самого образования, он крайне важны.
- Поддерживает ли РГГУ контакты с вузами стран Южного Кавказа и республик российского Северного Кавказа?
- Бесспорно. Мы создали в прошлом году специальное подразделение - Институт постсоветских и межрегиональных исследований, который фокусирует внимание именно на странах Южного Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы. РГГУ будет заниматься этим как приоритетным направлением. Сейчас готовимся к выступлению в Баку на конгрессе Альянса цивилизаций. Это будет 25 апреля - Министерство культуры Азербайджана организует такое мероприятие вместе с ООН и ЮНЕСКО. Думаю, мы будем заниматься этим и дальше.
- Есть ли проекты на Северном Кавказе?
- У нас есть целый институт - Центр социальной этнологии и антропологии, который занимается всеми народами, в том числе народами Северного Кавказа. Это его профиль. Кроме того, у нас есть Центр регионоведения, который специально занимается Северным Кавказом на стыке с Южным Кавказом. Это сфера деятельности нашего института.