Вестник Кавказа

ТАПИ – ловушка или магнит для Центральной Азии

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов пригласил президента Афганистана Ашрафа Ахмадзая Гани принять участие в церемонии закладки транснационального газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), которая запланирована на 13 декабря. Безопасность проекта обеспечат США. Сообщение о том, что Туркменистан начинает строительство ТАПИ прозвучало вскоре после визита в Ашхабад госсекретаря США Джона Керри.

На заседании правительства 6 ноября Гурбангулы Бердымухамедов подписал соответствующее постановление, подчеркнув историческую значимость предстоящего события. Он отметил, что практическая реализация этого проекта будет способствовать решению экономических проблем региона, важных социальных и гуманитарных вопросов. Помимо этого, появится возможность открыть тысячи новых рабочих мест, создать соответствующую транспортно-коммуникационную и социальную инфраструктуру. А уже 9 ноября в ходе телефонного разговора Бердымухамедова с Гани была определена дата старта ТАПИ.

"Реализация ТАПИ вписывается в стратегический курс Туркменистана, который страна наметила еще несколько лет назад", – сказал "Вестнику Кавказа" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров. По его словам, максимум через 4 года трубопровод будет готов, что позволит Туркменистану выйти на советский уровень экспорта природного газа – свыше 80 млрд куб.м. в год. Но это при условии, если США полностью обеспечат безопасность трубопровода на всем протяжении.

В том, что такие гарантии даны, Кадыров не сомневается. Тем более что Керри, в ходе переговоров с лидерами Таджикистана и Туркменистана пообещал, что США окажут содействие укреплению государственных границ этих стран и поддержат республики в борьбе с возможной эскалацией насилия на территории Афганистана. "Показательно, что накануне визита Джона Керри был наведен порядок в афганском приграничье, где в последние месяцы хозяйничали талибы. Афганская армия под прикрытием американских сил выбила их с афгано-туркменской границы. Но сил местных жителей и двух тысяч афганских военнослужащих, которых готовят для охраны трубопровода, вряд ли достаточно", – отметил  Шохрат Кадыров.

Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев напомнил “Вестнику Кавказа”, что когда еще появился проект ныне подписанного соглашения по безопасности между США и Афганистаном, в приложениях к ним было видно, что большая часть географических точек на карте Афганистана, где обговаривались присутствие или возможность присутствия американских ВС, находится на трассе ТАПИ: Тургунди, Герат, Шинданд, Кандагар, Спинбулдак... “То есть, строительство газопровода было “заложено” в будущее американское присутствие”, - подчеркнул Князев. 

Эксперты сходятся в том, что ТАПИ - проект больше политический. По мнению Шохрата Кадырова, с экономической точки зрения для Афганистана и Пакистана газопровод из Ирана гораздо выгоднее. ТАПИ же втягивает Туркменистан в орбиту американского влияния, а вслед за ним постепенно и весь Центральноазиатский регион.

Александр Князев указывает на то обстоятельство, что интерес США к ТАПИ не был все это время стабильным. “Дело в том, - говорит он, - что одна группа американских энергетических компаний выступала за строительство ТАПИ, другая же давно связана с Катаром, которому появление в регионе конкурентного газопровода ни к чему. Этим внутренним противостоянием в энергосфере объясняется тот факт, что на протяжении 23 лет интерес Вашингтона к ТАПИ то резко повышался, то внезапно угасал - в зависимости от силы и влияния тех или иных лоббистских групп. Сейчас, судя по всему, сторонники строительства на подъеме”, - сказал Князев. По его словам, прокладка газопровода, похоже, плотно сопряжена с военной сферой - из результатов недавно прошедших в Вашингтоне американско-туркменских консультаций было недостоверно известно, что в обмен на обеспечение строительства ТАПИ и безопасность на туркменско-афганской границе Ашхабад предоставит Пентагону возможность разместить силы ВВС на аэродроме Мары-2. Вероятно, все-таки договоренность такая есть, но американские силы не будут позиционироваться как база, это совсем необязательно, считает Князев. Например, после 2001 года этот аэродром неоднократно использовался ВВС США как транзитный или аэродром краткосрочного базирования, и это не мешало декларированию нейтралитета Туркменистана. Князев считает, что какая-то форма объяснения будет найдена и сейчас, но с точки зрения влияния на регион фактор присутствия американских военных сил в Туркменистане отразится на всей геополитике региона. И, очевидно, он будет главной составляющей нового этапа американской среднеазиатской политики, обозначенного визитом Керри.

По словам Кадырова, ТАПИ – это “магнит”, с помощью которого американцы будут втягивать Туркменистан и Узбекистан и все что к ним примыкает в свою орбиту. “ТАПИ является в известной степени ловушкой для Туркменистана. В том смысле, что реализация ТАПИ будет происходить под американским прикрытием  - целиком и полностью будет определять взаимоотношения Вашингтона и Ашхабада, и если что пойдет не так, Туркменистан может ждать неприятностей”, – сказал Шохрат Кадыров, резюмировав, что в ТАПИ, в отличие от Транскаспийского проекта, практически нет российского влияния и, как следствие, контроля.

 

60740 просмотров

Видео

Все видео


реклама