"Большая семерка" на сегодня уже не является тем значимым "неформальным клубом мировых лидеров", какой она задумывалась изначально, и России нет какой-либо необходимости пытаться в нее вернуться, заявили "Вестнику Кавказа" политики и политологи, комментируя заявление главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера о том, что Москва не получит пропуск в G7 без урегулирования кризиса на Украине.
Напомним, что сегодня утром пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая Штайнмайеру, заметил, что без РФ, Китая и Индии решения G7 не имеют веса. "Украинские события во многом сорвали маски с международной дипломатии, системы международных отношений, международного права. Есть вопрос вообще в целесообразности формата: зачем нужна "семерка", что она может решать без участия России, Индии, Китая?", - сказал Песков.
С ним согласен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов. "О так называемой "семерке" сейчас не очень много говорят в мире, поскольку времена ее, мне кажется, прошли. Для самого Запада она, наверное, имеет смысл, но после того, как появилась "Большая двадцатка", истории с "семеркой", по-моему, место в музее мировой политики. Насильно превращать ее обратно в восьмерку, мне кажется, все равно, что пытаться войти в одну и ту же реку дважды. Лучше работать в формате G20, к тому же, есть другие форматы – БРИКС и ШОС, которые, я думаю, будут расширяться. У нас есть, где встречаться с мировыми лидерами первой величины, и консультации с ними не прекращались даже в самые острые периоды. Поэтому, я считаю, ни желания, ни необходимости реанимировать восьмерку в настоящий момент нет", - полагает сенатор.
Заместитель председателя Редакционного совета "Вестника Кавказа", гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев напомнил, что G7 создавалась в одном мире, а существует сейчас уже в другом. "Когда "семерка" появилась, в период сразу после распада Советского Союза, она была тем клубом, который практически управлял миром. Советский Союз исчез в качестве противовеса Западу, Китай еще не был такой мощной державой, как сейчас, Индия и другие страны тоже находились только в начале своего подъема. Сейчас ситуация в мире изменилась. Поэтому G7, может быть, и хочет управлять миром, но уже не может", - пояснил Михеев.
"Их претензии на то, что они якобы представляют собой мировое правительство, а участие в клубе является залогом участия в управлении миром, как минимум, преувеличены. Тем более что сама по себе "семерка", да и "восьмерка" вместе с Россией, откровенно говоря, ничего кроме деклараций не производила. Я думаю, что на самом деле нам уже не очень интересно само по себе участие в этом клубе. Без учета мнения таких стран, как Россия, Китай и Индия, да и некоторых других, решать дела в мире уже не получится, независимо от того, хочется этого лидерам "семерки" или не хочется", - подчеркнул политолог.
Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов согласен с Климовым и Михеевым. "В настоящее время страны развивающегося мира и Россия по показателям экономики, по влиянию на мировую политику, конечно, сопоставимы с участниками "Большой семерки". Если взять ту же Канаду и сравнить ее с Китаем, то будет совершенно очевидно, что без Канады современный миропорядок вполне мог бы существовать и трансформироваться, а без Китая – нет, так же как без России и Индии. Этот клуб может существовать в любом формате и принимать любые решения, которые будут, по крайней мере, интересны тем странам, которые в нем состоят. Сказать, что "Большая семерка" исчезнет с мировой карты нельзя, однако она постепенно, пусть и не так быстро, отодвигается на маргинальные позиции", - констатировал эксперт.