Вестник Кавказа

Дмитрий Санакоев: «Уважающие себя государства не продаются»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Дмитрий Санакоев в 1990-е годы с оружием в руках воевал за независимость Южной Осетии. Затем занимал посты премьер-министра и министра обороны республики. В 2005 году перешел в оппозицию президенту Кокойты и выступил за автономный статус Южной Осетии в составе Грузии. В 2006 году Санакоев возглавил прогрузинскую «временную администрацию Южной Осетии», которая до августа 2008 года размещалась в грузинском селе Курта, недалеко от Цхинвали.

- Господин Санакоев, чем сейчас занимается ваша администрация и как она теперь называется?

- Если точно сформулировать, она называется «временная администрация в границах бывшей Югоосетинской автономной области». Это юридически правильное название. Вместе с правительством Грузии мы занимаемся обустройством грузинских беженцев, которые вынужденно покинули Южную Осетию в августе 2008 года. Есть государственная трехлетняя программа по их обустройству и выдаче компенсаций. Имеется в виду решение всех социальных вопросов, которые связаны с вынужденными переселенцами или беженцами.

- Насколько активно вы занимаетесь проблематикой тех осетинских беженцев, кто в начале 1990-х были вынуждены покинуть внутренние районы Грузии?

- Конечно, занимаемся. Правительство Грузии уже рассматривает предложения, связанные с решением проблемы осетинских беженцев, большинство из которых живет в Российской Федерации. Они были вынуждены покинуть территорию разных районов Грузии примерно 20 лет назад. Им никто не отказывает в праве вернуться, но жизненный уровень в Грузии должен быть настолько высоким, чтобы они сами захотели возвращаться. Грузинское правительство рассматривает вопрос реституции этим людям, и мы во всех обсуждениях активно участвуем.

- Насколько продуктивным вы бы назвали участие России и международных организаций в процессах грузино-осетинского урегулирования?

- Если говорить о международных организациях, то их участие продуктивно. Что касается России, то ее включение в процесс может быть полезным при правильном подходе к делу. Есть международные нормы, в соответствии с которым должны работать все государства и международные организации. Но я не вижу, чтобы Российская Федерация соблюдала эти нормы международного права и приносила пользу миротворческим процессам.

- Как вы относитесь к тому, что государство Науру признало независимость Южной Осетии?

- Честно говоря, в первый раз услышал о существовании такого государства. Оно признала Южную Осетию и Абхазию за 50 миллионов долларов, выделенных Российской Федерацией. Сегодня Россия подкупает такие карликовые государства и государства-изгои. Но ни одно уважающее себя государство себя не продает.

- Как бы вы прокомментировали участившиеся случаи ареста граждан Грузии у границы с Южной Осетией? Их обвиняют в незаконном переходе границы.

- В ходе женевских консультаций мы договорились, что не будем чинить препятствия передвижению людей, но Цхинвальские власти эти соглашения нарушают.

- На днях Цхинвали посетили представители неправительственных организаций Грузии. Они провели переговоры с югоосетинскими властями. В том числе президентом Кокойты. Как вы к этому относитесь?

- Однозначно положительно. Любые контакты сегодня (даже на уровне неправительственных организаций) очень полезны. Все темы можно и нужно обсуждать. Нам нужен такой диалог в обязательном порядке.

- Вы сами готовы участвовать в переговорах с властями Южной Осетии? Вы же общаетесь в ходе женевских консультаций.

- Там я участвую в качестве эксперта, как и представители цхинвальских властей. Что касается официальных переговоров, то у Цхинвали наверняка будут возражения.

34750 просмотров