На днях ВК провел дискуссионный клуб, в котором приняли участие северокавказские политологи. Речь шла о президентской идее ввести должность ответственного по Кавказу http://vestikavkaza.com/analytics/politika/11777.html. Сегодня на вопросы ВК отвечает московский политолог Александр Караваев.
Как вы относитесь к предложению президента России ввести должность ответственного по Кавказу? Решит ли это базовые проблемы региона?
- Откровенно говоря, мне не понятен ажиотаж. Президент сказал, что будет введена должность чиновника, персонально ответственного за работу органов власти на Кавказе. И все. Какой-либо стратегии в отношении региона я не услышал, был лишь набор фраз, описывающих ситуацию. Возможно, такая должность могла бы несколько изменить характер командно-административного контроля в рамках новой региональной стратегии реформ. Но ведь этой стратегии пока нет, и вся ситуация выглядит как отдельный малозначительный эпизод в послании, сделанный скорее в угоду моменту. Складывается впечатление, что команда референтов, готовившая эту часть текста, использовала эту идею под нужды конкретных кадровых решений "на сегодня" без всякого соотнесения с перспективой развития ситуации в республиках. Тем более не понятно как это нововведение решит проблемы региона в целом. Многие кризисные особенности Кавказа напрямую повторяют аналогичные в депрессивных регионах остальной России, только в усиленной форме. Пример тому - ситуация с безработицей, она практически везде на российской периферии, люди уезжают в центр. Я согласен, регион душат оковы сверх дотационной и дефицитной экономики. Но, на мой взгляд, корневые проблемы не касаются экономики. Они в области управляемости и чистой политики. Необходимо жестко контролировать каналы распределения средств. Ограничить произвол властей на местах, обуздать влияние на представителей власти многочисленных родственников. Качественно поднять уровень подготовки милиции. Вообще проблему низкой компетентности и высокой коррупционности сотрудников МВД и других местных силовиков я бы вывел на первое место. Есть чиновник, способный хоть частично управиться с этой группой неподъемных вопросов?
- Какими полномочиями, на ваш взгляд, должен обладать новый начальник Кавказа?
- Чисто теоретически, максимально возможными. Однако не ясно, чем эта должность в принципе будет отличаться от должности постпреда президента в Южном федеральном округе. Если вдуматься постпред также обладает достаточным набором административных механизмов. Тем не менее распоряжения что Козака, что Рапоты, местные руководители слушали "вполуха". Возможно, причина этого - отсутствие авторитета. Но ведь Козака едва ли назовешь мягким, и Рапота кадровый офицер внешней разведки, оба докладывали ситуацию лично Путину. При этом все понимали, что допустим, Козак может говорить публично прямо и очень жестко, но реально убрать того или иного человека он не может. Все кадровые решения естественно принимал Путин, но ничего менять он не собирался. Он не менял даже самых одиозных людей вроде Мурата Зязикова. Спасибо Медведеву, он его снял. Но разве у Медведева появились какие-то иные механизмы управления или неожиданно новые кадры, чтобы кардинально изменить стиль и эффективность управления регионом? Поэтому единственным предложением в отношении Северного Кавказа в послании было поручение разработать критерии эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти. То есть, проще говоря, выставлять баллы и оценки республиканским властям и по их итогам принимать решение о пролонгации или окончании срока действия того или иного чиновника. Это будет мотивировать местных чиновников сильнее лакировать реально убогие достижения.
- Кто, на ваш взгляд, может подходить под эту должность? Какими характеристиками должен обладать сам кандидат?
- Лучше всего на эту должность подошел бы сам Владимир Путин. Его там везде будут слушать и бояться. А в Чечне очень уважать. Если кроме шуток, то по сути это будет человек близкий или отобранный кем-то из приближенных к президенту фигур, иными словами кандидатуру на эту должность будет предлагать президенту либо начальник контрольного управления президента Константин Чуйченко, либо министр юстиции Александр Коновалов. Что, безусловно, это будет ставленник силовиков. Его основная характеристика - с Рамзаном Кадыровым он должен вести себя как не менее сильный. Что само по себе трудно.
- Как изменится политический ландшафт на Северном Кавказе? Не будет ли означать, что наместник и его аппарат фактически заменит президентов кавказских республик, отстранив их от принятия решений на местном уровне?
- Делать такие утверждения сейчас невозможно. Мы ничего не знаем о реальных ресурсах этой должности, сфере ответственности и компетенции вторжения в местную власть. Скорее всего, все ограничится достаточно формальными административными нововведениями.