Вестник Кавказа

Юрий Рогулев: "Встреча Тиллерсона с Лавровым и Путиным была знакомством Москвы с новым Вашингтоном"

Юрий Рогулев: "Встреча Тиллерсона с Лавровым и Путиным была знакомством Москвы с новым Вашингтоном"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Накануне завершился визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву. Глава американской дипломатии был принят не только министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, но и президентом Владимиром Путиным. Суммарно встречи продолжались около семи часов, за это время госсекретарь, министр и президент успели обсудить все ключевые вопросы двустороннего взаимодействия на международной арене. О том, каковы итоги этой встречи, "Вестник Кавказа" поговорил с директором Центра изучения США имени Рузвельта при МГУ имени М. В. Ломоносова Юрием Рогулевым.

- По вашей оценке, что стало главным итогом переговоров Рекса Тиллерсона в МИДе и Кремле?

- Главный итог – знакомство с позициями обеих сторон. Я думаю, что и наша сторона пыталась донести до Рекса Тиллерсона и, соответственно, до президента Дональда Трампа российскую позицию, и мы услышали американские мнения. Этот визит, конечно, носил больше ознакомительный характер, потому что даже делегация Госдепартамента приехала не в полном составе. Дело в том, что у Тиллерсона назначены еще не все сотрудники, в том числе нет и тех, кто специально отвечал бы за политику в отношении России. В этом смысле трудно было ожидать каких-либо договоренностей по конкретным вопросам. Тем не менее, некоторые вещи были достигнуты: стороны договорились о восстановлении действия меморандума о безопасности полетов в Сирии, было решено создать специальную группу представителей, которые занялись бы развязыванием узлов в российско-американских отношениях. Также важно признание того, что эти отношения надо все-таки с мертвой точки сдвигать.

- Изначально встреча Рекса Тиллерсона с Владимиром Путиным не была запланирована. По вашей оценке, что могло поспособствовать решению президента встретиться с госсекретарем?

- Она не была запланирована заранее, но ее возможность не отрицалась, вопрос оставили открытым. Дело в том, что российская сторона до конца не представляла себе, с чем приехал Тиллерсон, ведь накануне звучали различные угрозы и ультиматумы, обещание санкций. В ходе переговоров никаких угроз и санкций не последовало, видимо, поэтому переговоры приняли более нормальный, рабочий, позитивный характер и было сочтено возможным организовать встречу в Кремле.

- Были ли созданы в ходе этих переговоров какие-либо возможности для восстановления российско-американского диалога?

- Возможность появилась только одна – решение о создании двух рабочих групп, назначение специальных людей, которые занялись бы рассмотрением и решением как мелких, так и крупных проблем российско-американских отношений. Это внушает некоторую надежду на продолжение диалога – стороны продемонстрировали не стремление забраться каждому в свою скорлупу, а продолжать диалог и попытаться все-таки разрешить те проблемы, которые стоят.

Продолжение диалога гораздо лучше, чем то, что мы наблюдали при Обаме, когда один за другим разрывались контакты по важнейшим вопросам, прекращалось вообще какое-либо взаимодействие. Здесь, мне представляется, рабочая группа сможет создать некоторую повестку дня, и это будет очень важно. Без повестки дня трудно говорить вообще о каких бы то ни было встречах на высшем уровне, между президентами. Смогут ли они ее выработать, не могу сказать, но попытка сделана, и это важный шаг.

- На ваш взгляд, насколько позитивной была реакция на эти переговоры с американской стороны, в том числе от Дональда Трампа?

- Дональд Трамп любые действия своей администрации превозносит до небес. Он и здесь сказал, что была замечательная встреча, колоссальный успех и так далее, хотя добавил, что подождет приезда госсекретаря и с ним все подробно обсудит. Что касается американской прессы, там присутствуют настроения от сдержанного оптимизма до отрицания каких-либо результатов, о том, что стороны сохранили свои позиции, и эти позиции далеки друг от друга.

13285 просмотров