Вестник Кавказа

Раджаб Сафаров: «Визит Путина в Иран отменен из-за ментальности иранского народа»

Раджаб Сафаров: «Визит Путина в Иран отменен из-за ментальности иранского народа»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади выступил с заявлением о том, что президенты Владимир Путин и Хасан Рухани впервые встретятся в сентябре на саммите ШОС. Тем самым, иранский дипломат поставил точку в истории с ожидавшимся в августе визитом президента России в Иран. В этой связи "Вестник Кавказа" обратился за комментариями к директору Центра изучения современного Ирана Раджабу Сафарову, заодно прояснив позицию Тегерана по поводу новых санкций в отношении Ирана со стороны США.

- Какие, на ваш взгляд, могут быть последствия от корректировки «каспийского турне» Владимира Путина?

- Прежде всего должен сказать, что выдвинутая Кремлем инициатива «каспийского турне» президента России, своеобразного блиц-визита в прикаспийские государства, причем на побережье – это серьезный, важный и своевременный внешнеполитический шаг. Он совершенно необходим с учетом того, какое важное геостратегическое значение прикаспийский регион приобрел буквально за последнее десятилетие. Но к реализации «прикаспийской инициативы» подошли весьма формально, без учета политических нюансов региона. В результате эта, повторюсь, очень важная и своевременная инициатива столкнулась с препятствиями протокольного характера, которые в первую очередь касаются Исламской Республики Иран. Азбука протокола заключается в учете ментальности принимающей стороны. Вот эту азбуку и не учли те, кто планировал визит президента. Давайте посмотрим на ситуацию с иранской точки зрения. Во-первых, особенностью политической системы Ирана является то, что главою страны по Конституции является рахбар, Верховный лидер, а не президент. Именно за рахбаром конституция закрепляет право принятия стратегических решений по всем жизненно важным вопросам – от сферы национальной безопасности до внешней политики. Президент Ирана – это глава исполнительной власти. Представьте, что в Россию приезжает, например, Обама и при этом отказывается встречаться с Путиным, а все переговоры ведет только с Медведевым. Нонсенс? А ведь именно такую схему иранской стороне и предложили российские «планировщики».

Во-вторых, 4 августа состоится инаугурация президента Рухани. Главы исполнительной власти региональной державы, мощного государства, играющего огромнейшую роль в геополитических раскладах не только Большого Ближнего Востока, но и Евразийского пространства. Главы исполнительной власти государства, с которым мы по факту стратегические партнеры и в сирийском вопросе, и в целом ряде других международных аспектов. И вот для президента такой державы «планировщики» не выбрали 2-3 часов прилета Путина в Тегеран, просто поздравить, пожать руку!?

В-третьих, по перечню, но не по значимости. Авторитет Путина в Иране необычайно высок. Иранцы вполне обоснованно воспринимают нашего президента как сторонника развития российско-иранских отношений, сторонника углубления российско-иранского сотрудничества в сфере региональной и международной безопасности. Поэтому столь до неприличия ограниченные рамки визита, давайте уж называть вещи своими именами, создает в иранском обществе определенный дискомфорт, вызывает у иранской политической элиты целый ряд серьезных вопросов, провоцирует недопонимание в российско-иранских отношениях, заставляет говорить о высокомерии Кремля и о неготовности России рассматривать Иран в качестве равноправного партнера.

Даже если подходить к вопросу сугубо формально и исходить из того, что визит завязан только на «каспийскую» проблематику, то и тогда логика предложения Москвы непонятна. Посидеть, поговорить полчаса лишь об одном внешнеполитическом вопросе? А почему тогда с новым иранским президентом, а не с рахбаром, который и принимает все важнейшие внешнеполитические решения? Это не только будет восприниматься как незнание ситуации – это будет выглядеть как элементарное неуважение к высшему лицу Исламской республики и всему иранскому народу. Словом, здесь столько нестыковок, что нужное и важное по сути предложение теряет всякий смысл и приносит больше вреда, чем пользы.

Ряд экспертов уже поспешили обвинить Иран в высокомерии, а иранскую политическую элиту в завышенной самооценке. Я лично уверен, что если бы в Кремле дали знать Ирану, что в портфеле господина Путина есть определенные предложения иранской стороне: урегулирование вопроса о поставке ракетных комплексов, развитие взаимодействия по мирной ядерной программе, координация совместных усилий в деле сирийского урегулирования - то новый иранский президент поехал бы встречаться с Владимиром Путиным в любое место. И затратить на такую встречу сколько угодно времени.

Поэтому иранское руководство и предложило, в качестве альтернативы, несколько сместить срок встречи двух президентов, провести ее чуть позже - на площадке, к примеру, сентябрьского саммита ШОС. Или же через пару-тройку месяцев нанести официальный и «полномасштабный» визит конкретно в Тегеран. С радостью должен отметить, что в Москве это предложение восприняли нормально и с пониманием. Ни российская, ни иранская сторона не делают трагедии из факта переноса встречи на поздний срок. Вчера посол Ирана заявил, что первая встреча Путина с Хасаном Рухани состоится в Бишкеке 13 сентября. Это заявление официального лица. Из этого можно сделать вывод, что договоренность о встрече достигнута и возникшее недопонимание полностью урегулировано.

- Американский конгресс одобрил законопроект, согласно которому США вводят очередные санкции против Ирана в связи с его ядерной программой. Как в Тегеране отреагировали на это?

- Понимаете, американская политическая система – это огромная машина, особенно если мы говорим о законопроектах в Конгрессе. Если она запущена усилиями администрации, антииранского и произраильского лобби, то остановить ее очень сложно, включается процесс «политико-административной инерции». Это один момент. Второй, более важный, заключается в том, что и администрация Обамы продолжает в отношении Ирана действовать «по старинке». Конечно, они постоянно говорят о «новых подходах», но по сути никаких новых подходов за время, прошедшее с 14 июня, с момента избрания Рухани так и не выработано. Поэтому очередная порция санкций – это инерция. Но инерция непродуктивная, неконструктивная и откровенно ошибочная.

Вот какой смысл сейчас принимать какие-то новые санкции по отношению к Ирану? Это что, наказание президента или кабинета Ахмадинежада за два дня до истечения его полномочий? Или это «наказание» нового президента, который еще и сделать ничего не успел? Все выглядит так, что новой президентской команде Исламской республики послан угрожающий сигнал, что перед нами попытка запугать Рухани, сломать его заранее: «Вот такая жизнь у тебя будет, если не пойдешь на уступки!». Но такой подход к Ирану, к иранскому народу – абсурд и нелепость, которая обернется стратегическим проигрышем Вашингтона. Данный шаг – откровенная глупость, потому как заранее сужает рамки возможностей американо-иранского диалога, о котором постоянно твердит администрация Обамы. Какой конструктивный диалог можно начинать с угроз? Может, где-то такой подход, такая «дипломатия канонерок», и пройдет, но только не с Ираном!

Конечно, любые санкции осложнят жизнь иранцам, уровень благосостояния будет падать. Иранская экономика будет страдать, а вместе с ней – будет страдать и народ Ирана. Но парадокс заключается в том, что все будут знать, что причина страданий и трудностей – в действиях США. Иранцы будут знать, что они плохо живут не из-за неумелого руководства, не из-за каких-то политических и экономических просчетов, а в результате развязанной против них Вашингтоном и его союзниками санкционной войны. С одной стороны это, безусловно, никаких добрых чувств у иранцев к США не добавит. А с другой – это еще больше мобилизует иранское общество и сплотит его вокруг нынешнего руководства, как, собственно, последние годы и происходит. То есть - санкции будут иметь обратный эффект.

Прошедшие президентские выборы ничему США не научили, а ведь очевидным стало, что никаких массовых протестных настроений в иранском обществе нет, что никакой серьезной и дееспособной оппозиции нынешнему руководству тоже нет, а та, что есть – вызывает, простите, брезгливость у самих иранцев, потому как вполне обоснованно считается «содержанкой Запада».

Да, жизнь простого иранца в результате санкций ухудшилась. Но абсолютное большинство населения понимают, что санкции и необъявленная война – это заговор внешних сил, монархий Персидского залива, международного еврейского лобби, западных финансово-олигархических групп, которые боятся развития Исламской Республики Иран. Боятся его самостоятельной политики, боятся того, что он становится примером для подражания во всем исламском мире. Иран сегодня – это альтернативный Западу проект, это сбалансированная политическая, социальная и экономическая модель, действующая на принципах исламской демократии, которая от США и Запада не зависит и достаточно успешно действует. Представляете, насколько опасна успешность этой модели для той же Саудовской Аравии, претендующей на гегемонию в мусульманском мире? Сегодня Иран – одна из самых демократических стран в исламском мире, уровень демократии в этой стране по многим понятиям даже превосходит западные традиционные демократические общества, что уж говорить о монархиях Персидского залива, где до сих пор дискутируется вопрос о том, имеет ли женщина право водить автомобиль…

Цель санкций очевидна – помешать развитию Исламской республики, а в идеале – добиться свержения нынешнего тегеранского руководства. Все, что делается по отношению к Ирану - никакого отношения не имеет к правам человека, к мифическим нарушениям норм МАГАТЭ или Договора о нераспространении ядерного оружия, никакого отношения не имеет к «борьбе за демократию». США это делают совершенно по инерции, гранича с серьезной ошибкой, и это не способствует повышению безопасности в регионе и установлению мира в этом регионе. Американцы действуют абсолютно деструктивно, они сами нарушают очень многие положения международного права и Договора о нераспространении ядерного оружия, который гласит в четвертом пункте четвертой статьи, что любое государство имеет право на развитие ядерной энергетики. То есть, согласно этому Договору, Иран как полноправный член мирового сообщества всего лишь претендует на то, чтобы реализовать свое собственное право по развитию ядерной энергетики по своему усмотрению. Это вопиющее нарушение международного права и грубейшее, вопиющее применение двойных стандартов.

- Законопроект о санкциях принят 400 голосами против 20, но ему еще предстоит пройти сенат и подпись у президента Барака Обамы. Могут ли они не пропустить документ?

- Могут. На конечном этапе Обама может не подписать и надеть на себя мантию миротворца, демократа, человека, который заинтересован дать шанс Ирану. Это очень хороший сигнал якобы новому президенту, что такое решение принимается с его приходом. Но очевидно одно: Иран никогда не пойдет ни на какие предварительные условия, тем более под давлением или угрозой подписания таких санкций. Думаю, 65 к 35, что этот закон не будет подписан.

25135 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября