"Вестник Кавказа" побеседовал с членом Комитета Совета Федерации по социальной политике, представителем от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области Игорем Фоминым о текущих законопроектах и законодательных инициативах, направленных на развитие внутреннего туризма в России – о курортном сборе, расширении налогового вычета, стимулировании чартерных перевозок и поддержке курортов Северного Кавказа.
- Какова позиция Комитета Совета Федерации по социальном политике по законопроекту о курортном сборе?
- На сегодняшний день законопроект, внесенный правительством РФ, находится на рассмотрении в Государственной думе. Мы его также рассматриваем, идут так называемые нулевые чтения – формируется экспертное заключение по законопроекту. Наша позиция такова, что было бы правильно провести парламентские слушания для того, чтобы услышать все точки зрения туриндустрии, регионов и муниципалитетов. Очень важно, чтобы курортный сбор был осознанным, добровольным механизмом для регионов и муниципалитетов, ведь все риски находятся как раз на региональном уровне. С одной стороны, регион может получить дополнительные доходы от туристов и вложить их в развитие туристической инфраструктуры и в целом курортов, но с другой стороны, туристический поток может снизиться или вообще прекратиться. В связи с этим, мы считаем, необходим добровольный подход к введению курортного сбора дабы регион, участвующий в эксперименте, принимал это решение осознанно, на свой страх и риск, а также, в частности, отвечал за сумму курортного сбора. Напомню, что текущий законопроект позволяет установить фиксированную сумму курортного сбора вне зависимости от дней пребывания, например, 100 рублей за все время отдыха – но тут нужно рассчитывать и такие риски, как траты на администрирование, ведь оно тоже стоит денег, и им тоже придется заниматься региону. В любом случае, у сбора будет верхняя граница, но не будет нижней. Также требуется определить, куда будет тратиться этот дополнительный доход, дабы турист, который оплатит курортный сбор, не был разочарован. О необходимости по этим причинам добровольного участия регионов в системе курортного сбора и осознанности рисков и эффективности такого шага буквально на днях сделала заявление председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Законопроект должен спокойно пройти все необходимые процедуры, его нельзя форсировать. Поэтому мы и говорим о необходимости проведения парламентских слушаний: важно послушать еще раз позиции и замечания всех сторон. Нельзя попадать постоянно в эту яму, когда мы что-то быстро принимаем, а потом начинаются недовольства наших граждан – это неправильно.
- Как можно простимулировать рост внутреннего туризма в России?
- В первую очередь отмечу, что недавний опрос ВЦИОМ показал, что 70% наших граждан вообще не собираются отдыхать в этом году, 44% объяснили это финансовыми причинами – но если бы проблем не было, абсолютное большинство высказалось за отдых в России, только 20% планировали бы отдых за границей. В Республике Крым готовы отдыхать 30% из тех граждан, которые не имеют сейчас этой возможности, еще 30% - на черноморских курортах Северного Кавказа. Всего это примерно 30 млн человек, у которых не хватает денег для того, чтобы ездить на отдых. Для того, чтобы им помочь, обсуждаются различные методы, в частности, налоговое стимулирование. Есть законопроект, внесенный в Государственную Думу в мае, предлагающий наделить работодателя правом купить своему работнику туристическую внутрироссийскую путевку и отнести стоимость этой путевки на себестоимость, как в фонд оплаты труда. На сегодняшний день работодатель может покупать такие путевки только за счет чистой прибыли, чтобы, конечно, невыгодно. По этому законопроекту уже есть предварительное положительное заключение правительства, он находится в Госдуме на нулевом чтении, надеемся, нам удастся добиться того, что он будет принят.
Также было бы очень хорошо расширить налоговый вычет на доходы физических лиц. На сегодняшний день максимум социального вычета – 120 тыс рублей в год, он может использоваться на определенные цели, но цели внутреннего туризма в законах нет. Например, использование его на санаторно-курортное лечение допустимо именно в рамках лечения, а стоимость путевки и проезда в это не входят. Конечно, расширение налогового вычета ограничивает то, что налог на доходы физических лиц является самым главным источником региональных и местных бюджетов, и с учетом сегодняшней ситуации, напряженности бюджетов, этот вопрос непросто обсуждается. Мы в Совете Федерации об этой идее помним и предлагаем ее правительству, так как считаем, что расширение социального вычета скомпенсирует выпадение доходов от НДФЛ за счет увеличения внутреннего туристического потока. Представьте, гражданин купил путевку за 40-50 тыс рублей, и если у него есть такая возможность, он, конечно, захочет получить обратно 13% от ее стоимости. Это безусловная поддержка спроса, тем более что все наши туроператоры говорят, что даже снижение стоимости туристической путевки на 1-2 тыс рублей будет серьезным шагом. Если бы наш гражданин знал, что при поездке внутри РФ он получит по итогам года дополнительно средства в виде 13% НДФЛ, это стимулировало бы его отдыхать в стране. Совокупность таких мер дает синергический эффект, за счет которого все больше людей отдыхает в РФ.
- Как вы оцениваете перспективы развития и популяризации курортов Северного Кавказа?
- Я сам в этом году был в Кисловодске и скажу, что мне очень нравится район Кавказских минеральных вод. Раньше я много путешествовал за границей, а сейчас, когда путешествую по РФ, я вижу, что у нас сервис не хуже. За рубежом у наших туристов происходят различные конфликты, связанные, например, с размещением, но когда они возвращаются домой, то говорят, что там все замечательно – я этого не понимаю. В Кисловодске очень высокий сервис, не говоря о городе, который приводится в порядок, и тех огромных, масштабных работах, которые проводятся в Национальном парке Кисловодска. Этот парк — самый крупный рукотворный парк мира, 1 тыс га, где каждый день, даже в будни, гуляют тысячи людей. Я был там в мае, еще до курортного сезона, но он уже был полон людей.
Что касается Кавминвод, то они точно будут развиваться, и государство должно помогать и поддерживать это, в частности, Ростуризм. Понятно, что Ростуризм работает в рамках тех бюджетных возможностей, которые у него есть, и по популяризации курортов, и по поддержке организованных туристических потоков. Средства есть, как есть и предложения, например, субсидировать туристические авиаперевозки. При этом программа поддержки дальних перевозок, но в ней нет пока что Кавминвод. То есть имеются огромный ресурсы и значительный потенциал, но ясно, что он пока не востребован.
Другие республики Северного Кавказа тоже обладают огромным рекреационным потенциалом, и им также необходимо продвижение и правильное позиционирование на федеральном уровне. Как пример, мы были в Ингушетии, в горном курортном районе. Там уровень безопасности выше, чем в любом городе России, за пять лет всего два преступления – две кражи. Об этом ведь надо рассказать людям, которые не знают, как там безопасно, и потому не едут туда отдыхать, хотя созданы условия и есть на что посмотреть – и на замечательные горы, и на памятники древней архитектуры. Там замечательный воздух и можно прекрасно отдохнуть. Так что необходимо изучать, почему люди не едут на Кавказ отдыхать, и продвигать позитивный образ курортов. Отмечу, что та же Ингушетия работает очень активно над своей популяризацией, но ей нужна помощь федерального уровня, всероссийское продвижение. Людям надо рассказывать, что в этом горном анклаве все друг друга знают и нет преступлений вообще, чтобы они не боялись ехать. Потенциал северокавказских курортов огромен, его нужно правильно задействовать и использовать, поддерживая на уровне федерации, ведь Северный Кавказ – это наша жемчужина.
- Возможно ли снижение цен на внутренние авиаперевозки для стимуляции перелетов на российские курорты?
- В первую очередь стоит отметить, что в ценообразовании есть ряд объективных факторов: налоги, аэропортовые сборы, стоимость аэропортовой инфраструктуры, тем более, что у нас сейчас строится очень много аэропортов, и эти траты уходят в себестоимость перевозок через аэропортовые сборы. Стоит добавить вопросы финансирования, я имею в виду высокие ставки российских кредитов, которые берутся на развитие аэропортов, а также закупку импортных судов за доллары: доллар вырос, а значит, выросли и лизинговые платежи, и обслуживание этих самолетов. Все это обеспечивает сравнительно высокую себестоимость полетов. Однако, если по нашим авиакомпаниям сравнить внутренние и иностранные регулярные направления, то внутренние стоят дороже. Мы сравнивали Сочи и Анталью, и наши регулярные авиаперевозки обходятся дороже. Казалось бы, Турецкие авиалинии тоже предлагают достаточно дорогие регулярные перевозки, но тогда откуда идет ощущение, что в Турцию летать дешево? Сама путевка дешевая: в нее входит чартерный дешевый перелет, да еще и турецкое государство дает субсидию $70 за перевозку каждого туриста.
Наша позиция такова, что здесь мы находимся в безусловно рыночной среде, и если появится правильно регулируемая чартерная программа, которая будет работать без нарушений и при поддержке государства, это скажется на ценах на всем рынке, ведь чем больше предложений, тем ниже цены. Сейчас наши граждане летают в Сочи только регулярными рейсами, но если будут организованы в дополнение к ним чартеры, цена на которые будет 5-6 тыс рублей туда и обратно, а не 10-20 тыс рублей, это повлечет снижение внутрироссийских цен в целом. Здесь нужно, чтобы государство поддержало чартерные перевозки для стабилизации и снижения цен на билеты. Есть уже хороший пример с "Сапсаном", у которого и хорошая программа скидок, и постоянная динамическая конкуренция с авиаперевозками; без него цены на авиабилеты были бы другими. Так что необходимо развивать конкуренцию, в том числе через господдержку.