Вестник Кавказа

Дмитрий Пискулов: "Саммит G20 поможет добиться роста мировой экономики, но переоценивать "двадцатку" не стоит"

Сегодня страны G20 по итогам саммита в китайском Хуанчжоу приняли коммюнике, в котором договорились использовать все рычаги экономической политики на национальном и международном уровне, чтобы обеспечить устойчивый рост мировой экономики. О том, воплотятся ли стремления стран "Большой двадцатки" в жизнь, "Вестник Кавказа" побеседовал с председателем правления Национальной валютной ассоциации (НВА) Дмитрием Пискуловым.

- Действительно ли у стран G20 сейчас существует желание совместными усилиями обеспечивать рост мировой экономики?
- Вообще "двадцатка" создавалась изначально как ответ на вызовы кризиса 2008 года. Действительно, она является, скорее, не политическим объединением, а объединением стран с экономической повесткой дня. И первые решения, которые принимались еще в 2009 году, были как раз направлены на стабилизацию финансовых рынков. И поэтому там участвуют не только развитые страны, такие, как G7, но также и крупные развивающиеся страны, например, Россия, Китай, Турция, Бразилия и так далее. Поэтому при подготовке решений, в которой участвует не только принимающая сторона, но и аппарат G20, рассматривается много и экономических вопросов. В частности, сейчас один из основных вопросов, которые актуальны для мировой экономики, - это поддержание и усиление мирового экономического роста, которые сейчас слаб в Западной Европе и в США, а в России пока отрицательный. И развивающиеся страны, например, Китай и страны Дальнего Востока тоже показывают относительно более низкие темпы роста, чем раньше. Соответственно, в ходе саммита подписывались многочисленные экономические соглашения, в том числе между Россией и Китаем, по различным видам деятельности, по новым проектам.

- Каким образом страны "двадцатки" будут добиваться стабилизации экономического роста? Насколько им удастся этого добиться?
- Это самый сложный вопрос, потому что все страны разные, у них разная экономическая и, зачастую, денежно-кредитная политика. Им очень сложно всем вместе обеспечить единую политику, поэтому они разбиваются на разные блоки. То есть, развитые страны принимают какие-то решения, связанные с регулированием финансовых рынков, которые для менее развитых, развивающихся стран еще не актуальны.
Поэтому, по большому счету, единого механизма нет, и G20 существует, скорее, для того, чтобы обсудить глобальные проблемы и попробовать найти какие-то общие точки для роста, для проведения определенной экономической политики, связанной со свободой торговли, вопросами ценообразования на те или иные товары, санкций против России. 
Ведь есть вопросы общие, которые относятся к работе финансовых рынков, к всемирным регуляторам. Понятно, что там заправляют развитые страны, Базельский комитет или Международная ассоциация регуляторов финансовых рынков, в которой Россия, впрочем, тоже участвует. Повестка дня определяется этими странами, точнее, повесткой, актуальной для развитых рынков. Естественно, другие страны тоже подписываются, а потом частично выполняют, частично нет.
Единой экономической или денежно-кредитной политики они не могут выработать, так как каждая страна придерживается своей модели экономического роста. Поэтому саммиты G20 - это, скорее, форум для обсуждения, частично для принятия решений, чем для координации действий. Если взять, например, обсуждение зоны свободной торговли, то снятие пошлин, конечно, способно привести к росту экономики, к росту взаимной торговли, но этот вопросы переговоров, которые длятся годами. Поэтому здесь не стоит переоценивать значение "двадцатки".

- Является ли стабилизация экономического роста действительно ключевой задачей на международной арене или же у мировой экономики есть более существенные проблемы?
- На самом деле, целью любой экономической политики, действий правительства является обеспечение устойчивого экономического развития. Развитие же связано, с одной стороны, с экономическим ростом, то есть, с ростом ВВП, ростом производства товаров, услуг, доходов населения и так далее, с другой стороны - с улучшением качества жизни, то есть, улучшением обеспеченности населения услугами, инфраструктурой, качеством жизни и так далее.
Конечно же, первую часть - экономический рост - никто не снимал с повестки дня, поэтому она по-прежнему находится в фокусе внимания национальных правительств. Экономический рост - это сложное интегрированное понятие, которое зависит от многих параметров, в частности, от совокупного спроса, спроса населения, кредитованности населения, настроения предприятий, от налогов и так далее. В принципе, чем выше экономический рост, тем выше потребление и тем лучше по цепочке происходит рост спроса на конечную продукцию. И это приводит к увеличению всеобщего благосостояния.
С другой стороны, вопрос не всегда решается однозначно. Во многих развитых странах, той же Великобритании, где в свое время было даже создано теневое правительство, высказывались альтернативные точки зрения о том, что должно быть целью экономической политики - чисто экономический рост либо обеспечение удовольствия и счастья для всего населения. Так было создано Министерство счастья - теневой орган, который занимался замером этого показателя. Например, можно обеспечить высокий экономический рост, когда все влезут в кредиты, потребление будет повышаться, но удовлетворенность населения своей жизнью будет снижаться, и это тоже не является хорошим состоянием дел. Так что удовлетворенность населения своим положением - это тоже одна из целей экономической политики.

10980 просмотров