Вестник Кавказа

Али Иса Джаббаров: «На Востоке любят комедии и мюзиклы»

Рамин Назиев, Баку
О нынешнем состоянии азербайджанского кинопроизводства и проблемах азербайджанского кино «Вестнику Кавказа» рассказал секретарь Союза кинематографистов Азербайджана, руководитель Ассоциации молодых кинопроизводителей, главный продюсер киностудии «Бута-фильм», кинорежиссер Али Иса Джаббаров. 

- Какие фильмы надо снимать для зрителя, чтобы он опять полюбил азербайджанское кино?

- Азербайджанский зритель деградирован низкокачественной продукцией массовой культуры, передачами шоу-бизнеса, конкурса мейханы. Мейхана - национальный фольклорный жанр, который можно назвать его своеобразным азербайджанский рэпом, например, братья Рустамовы с их нашумевшей «Ты кто такой? Давай, до свидания». Сегодня и зрители, и читатели отошли от высокой культуры, они ждут хлеба и зрелищ. Это вполне естественно, но и зрелище должно быть качественным. Возвращение зрителей в кинотеатры - вопрос не одного года. Надо создать серьезную госпрограмму. Мы все - участники рынка, кинематографисты, общественные организации, союзы, гильдии - должны собраться и подумать, как вернуть зрителей к нашим фильмам, чтобы они пошли в кинозалы, полюбили наше национальное кино. В средних школах должны проводиться уроки, посвященные национальному кино, чтобы ученики старших классов знали выдающихся азербайджанских кинематографистов, чтобы они посмотрели основные азербайджанские фильмы. Можно включить это направление в программу по истории или литературе. В России составили список ста фильмов, рекомендованных для просмотра в школах. Министерство культуры и туризма Азербайджана вместе с Министерством образования должны составить список фильмов, рекомендованных для обязательного просмотра в средних учебных заведениях. Молодежь должна знать эти фильмы, эти имена.

- Азербайджанскому зрителю нравятся комедийный жанр и музыкальные фильмы. Чем обусловлен такой вкус зрителя?

- Это восточный менталитет. Весь Восток любит такое кино - и индусы, и арабы, турки, и мы. И ничего плохого в этом нет, но и мюзикл и комедия должны быть качественными. Это не должно быть дешевым шутовством, это не должно быть примитивным развлечением. Если это комедия, то оно должна быть уровня фильмов с участием Луи де Фюнеса, Пьера Ришара. Если создавать мюзикл, то он должен быть не хуже оперетты Узеира Гаджибекова, Саида Рустамова, Рауфа Гаджиева - мы имеем примеры для подражания.
Молодой режиссер Чингиз Расулзаде вообще считает, что возрождение азербайджанского кино может идти только через мюзикл. В истории нашего кино самые запоминающиеся фильмы - это мюзиклы «Не та, так эта» Узеира Гаджибекова и «Аршин мал Алан» (Продавец сукна), который в свое время в середине XX века был в прокате десятков стран мира. Но это очень трудный жанр, это специфический жанр, там халтурить нельзя. А некоторые кинематографисты эксплуатирует этот жанр и уже приучили зрителей к некачественному, не имеющему художественной ценности кино.

- Чем может удивить азербайджанский кинопроизводитель мирового зрителя?

- Чем удивил мир ханэнде Алим Гасымов, чем удивила джазовая исполнительница Азиза Мустафазаде, чем удивили художники Тахир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Джавад Мирджавадов, тем же должны удивить и наши кинематографисты. Национальной самобытностью, талантом, искренностью, трудолюбием, спецификой нашей кавказкой, азербайджанской. Но при этом надо понимать, что кино может эксплуатировать какие-то этнические фольклорные тематики, но если нет хорошей человеческой истории, которая будет понятна без перевода, то ни какого кино не может быть. Поэтому мы можем удивить мир хорошими человеческими историями, искренними, правдивыми рассказами о человеке. Кино любит правду. Нельзя назвать гениальных фильмов, которые остались в истории, в которых нет правды жизни. 

- В последнее время в Азербайджане открылось множество независимых кинокомпаний и киностудий, которые занимаются производством документальных, телевизионных и короткометражных художественных фильмов. Может ли частная кинокомпания самостоятельно снять хороший полнометражный фильм?

- В любом развитом государстве идет насыщенная деловая жизнь, есть свобода бизнеса, есть большой рекламный рынок, имеются крупные телевизионные каналы с миллиардными оборотами. У нас рекламный рынок очень слабый, мы в этом аспекте уступаем даже Грузии. Бюджеты наших местных телеканалов тоже маленькие. Есть только два канала, которые финансируются из госбюджета –АЗТВ и Общественный канал - у них более или менее солидный бюджет, но за счет государственной дотации. Телевидение должно быть одним из основных заказчиков художественного кино. Телевидение может заказать кинокомпаниям качественное кино, запустить его в прокат в кинотеатрах, потом сделать видеокопию и показать в своем эфире. В мировой истории много киношедевров были заказаны телевидением. Знаменитый итальянский телеканал RAI финансировал фильмы и Антониони, и Тарковского, и Феллини. Отсутствие рекламного рынка, крупных телеканалов, которые могут быть заказчиками кино, полное равнодушие людей бизнеса к национальной культуре создает условия, в которых частные кинокомпании не склонны снимать кино, а склонны снимать музыкальные клипы, рекламу, что приносит легкие деньги. Телеканалы не закупают у нас фильмы, они показывают старые фильмы производства «Азербайджанфильм» и платят за один показ смешную сумму в районе 100 долларов. Пока не будет кинотеатральной сети, пока не будет рекламного рынка, пока не будет крупных телеканалов, пока не будет истреблено пиратство, у нас не будет должного кинорынка. Кинорынок – это когда продукция окупается, а у нас механизма окупаемости нет. 
Несколько лет назад создавался рынок низкобюджетных комедийных фильмов, и то этот рынок потерпел крах. Продюсеры, которые вкладывали средства в эти фильмы, не сочли нужным повысить качество своей продукции, а зрителю это уже надоело - смотреть дешевые кинокомедии. Этот рынок исчез, не успев сформироваться. На данный момент нет механизма окупаемости национальных фильмов.

- Какие темы интересует молодых кинематографистов, какое кино они предпочитают снимать?

- Среди молодого поколения много непрофессионалов, людей, которые не на своем месте, для которых кино не главное. Единственное преимущество молодого поколения азербайджанского кино по сравнению с старшим поколением в том, что оно более коммуникабельное, дружит с интернетом, смотрит новое кино, западные фильмы, читает, изучает историю кинематографа, многие читают серьезную кинолитературу. И у молодого поколения много физической силы, много энергии. Я не делю людей на молодых и старых. Я делю на профессионалов и непрофессионалов. Лучших представителей молодого поколения азербайджанского кинематографа интересует кино, которое искренне рассказывает о проблемах азербайджанского народа и простого человека. Кино, которое можно понять без перевода, настоящее кино. В последнее время видим много фильмов, в которых много диалогов, много музыки, а кино как такового нет.
Продолжение следует
39545 просмотров