Вестник Кавказа

Склон согласия

Павел Цороев
Недавно в Ингушетии отметили 240 годовщину единения с Россией. Это событие предопределило все дальнейшее развитие ингушского народа. 4 марта 1770 года (17 марта по новому стилю) присягу представителей всех обществ галгаев принимал уполномоченный гусарского полка капитан Дегостодий, имевший на руках ордер «открытый лист» на принятие присяги в присутствии главы северокавказской духовной миссии архимандрита Порфирия. Событие проходило вблизи аула Ангушт на обширной поляне с символическим названием Барт босе (в переводе с ингушского – склон согласия). Здесь собралось более 800 человек от разных обществ, присутствовал и академик Иоганн Гюльденштедт. Историческая поляна по сей день существует, а благодаря аулу Ангушт народ стали называть ингушами.

В 1861 году село Ангушт было переименовано в казачью станицу Тарскую. После революции 1917 года прежне название вернули, однако с 1944 года Ангушт снова стал Тарским. Оно расположено в живописном месте, на небольшой Тарской равнине в верховьях реки Камбелеевки, недалеко от Владикавказа. Дорога, которая ведет к селу, в скверном состоянии. Под стать ей и здание местной администрации - раньше здесь располагалось правление ныне не существующего колхоза им. Коста Хетагурова. «Чтобы жить на уровне хороших населенных пунктов, необходима налогооблагаемая база. В прежние времена колхоз выручал. После многочисленных постсоветских реформ хозяйство фактически стало частным», - сказал в беседе с корреспондентом ВК глава администрации Тарского, осетин Эльбрус Сотиев. Тем не менее, по его словам, в последнее время село стало одним из самых спокойных в Северной Осетии - благодаря народной дипломатии ингуши и осетины стали даже ближе друг к другу, чем даже в прежние времена.

Заместитель главы Тарского, ингуш Башир Буружев сказал ВК, что ингушских дворов здесь 88 (примерно 435 человек). Население Тарского по составу многонациональное. Кроме осетинских и ингушских, здесь 14 грузинских дворов, два армянских. В одной школе учатся ингушские дети, а в другой – все остальные (такой расклад был и в прежние времена). К сожалению, совместных культурных или спортивных мероприятий в селе не проводится, хотя осетины и ингуши ходят друг к другу на свадьбы и похороны. В селе построена мечеть. Но большая часть ингушей-уроженцев села сейчас живет в Ингушетии.

Напротив здания администрации - церковь, которая использовалась в советское время для хозяйственных нужд. Сегодня храм действующий. Люди в селе прекрасно понимают друг друга без деклараций о дружбе народов. Осетины возят барду (отходы спиртового производства и пивоварения в виде гущи) для владельцев скота на тракторе, который им дает глава Совета ингушских старейшин села Идрис Доскиев. «Очень хороший человек», - характеризует его Эльбрус Сотиев.

По словам Сотиева, сейчас селу нужны государственные инвестиции, которые позволили бы открыть малые производства, создать дополнительные рабочие места. Недалеко от села есть карьер, где можно производить керамзит. Большие перспективы в Тарском у консервных или колбасных мини-цехов. «Мы довольны, что многие высокопоставленные люди в Ингушетии, в том числе президент Юнус-Бек Евкуров – выходцы из селения Тарское. Я давно знаю главу вашей республики с хорошей стороны. Он делает все необходимое, чтобы населению было хорошо, помогает нуждающимся людям», - говорит Эльбрус Сотиев.
27195 просмотров

Видео

Все видео


реклама