С развалом СССР перестали говорить и о крепкой дружбе народов, стали забывать как в годы испытаний люди плечом к плечу сражались на фронтах войны, одержимые одной целью – победить врага, отстоять Родину. Безусловно, назвать те времена безоблачными для многих советских народов будет лукавством. Но бесспорным было одно – люди оказывали друг другу поддержку, проявляли сострадание, терпимость и участие. Иначе не выжили бы в далекой ссылке в суровом Казахстане и Средней Азии многочисленные «провинившиеся» перед тогдашними властями народы.
В ссылке люди тянулись друг к другу, сознавая, что участь у них одна. Там зарождалась крепкая мужская дружба, вспыхивала любовь, скреплявшая сердца семейными узами. И тут не имела значения национальная принадлежность - людей объединяла общая судьба, общее горе, общие заботы о выживании. В те времена и началась история любви ингуша Уматгирея Осмиева и полячки Ядвиги Соболевской.
Ссыльный ингуш из села Долаково и ссыльная полька из Житомира встретились в Казахстане. Семья Соболевских оказалась в селе Ключи в результате репрессий, примененных к полякам и украинцам в 1936 году. А зимой 1944 года туда же привезли эшелоны людей, которых местному населению заблаговременно охарактеризовали как жестоких дикарей, изменников родины, врагов народа. «Дикарей» подселяли к таким же ссыльным, но уже адаптировавшимся на новом месте. Так семья Осмиевых оказалась в тесном доме Соболевских. Стесненные условия совместного проживания не стали для двух совершенно разных по происхождению и вере семей, поводом для взаимных упреков, недовольства и обид. Напротив, люди проявляли друг к другу уважение, терпимость и доброжелательность. Родители Ядвиги, Модест и Анна, помогли ингушам обустроиться, найти работу. Единственная комната в доме Соболевских была разделена занавеской, причем «лучшая» ее часть - та, где находилась печь - по настоянию хозяина досталась гостям.
Со временем ингуши построили свой дом, обзавелись хозяйством. Шло время, подрастали дети, а семьи продолжали дружить. Тут-то и вспыхнули чувства между Уматгиреем и Ядвигой. Родители не препятствовали созданию новой семьи. Уматгирей и Ядвига работали в колхозе, он – извозчиком, она – учетчицей. Счастье по поводу рождения в семье первенца Бориса омрачилось бедой. Уматгирей был уличен в краже зерна и осужден на 8 лет. Все заботы о содержании семьи легли на плечи Ядвиги. Ее перевели поваром на стан, где приходилось работать день и ночь. Освободившись в результате амнистии, объявленной после смерти Сталина в 1953 году, Уматгирей вернулся на работу в колхоз. В один из августовских дней, после долгой жатвы он прилег отдохнуть в стог сена. Неизвестно откуда появившийся грузовик с пьяным водителем за рулем с огромной скоростью пронесся прямо по стогу. И человека не стало…
Словно чувствуя близкую смерть, 27-летний красавец-ингуш часто говорил жене: «Я знаю, у нас родится дочь. Если вдруг со мной что-то случится, назови ее Тамарой…» Тамара родилась через 36 дней после смерти отца.
Будучи дочерью образованных, интеллигентных и сильных духом людей, Ядвига, не жалуясь на судьбу, всю жизнь смиренно несла непосильную ношу. Она умерла в 1997 году. Это горе подвигло Тамару к поиску своих родственников. В 1998 году она приехала на родину своего отца, в село Долаково, приняла ислам и изменила фамилию детей на ингушскую. Она стала искренней мусульманкой, ревностно и своевременно соблюдающей все требования ислама. Но польская половина ее души тоже не давала покоя. Тамара организовала в Ингушетии польскую национальную диаспору, назвав ее самым дорогим польским именем Ядвига. Сейчас Тамара поддерживает связи с поляками и в других регионах России, учит польский язык, готовит польские блюда, изучает историю…
Любовь без преград
Павел Цороев
24365 просмотров