Теракты в Москве и Кизляре вызвали широкий общественный резонанс в Ингушетии, где всего полгода назад взрыв в ГОВД Назрани унес жизни нескольких десятков человек. «Жителям нашего региона, к сожалению, не раз приходилось испытывать последствия вылазок террористов, против которых ведется активная борьба силами правоохранительных органов», - заявил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, сам подвергшийся атаке террористов летом прошлого года.
Возмущение действиями террористов выразили также Совет тейпов республики, руководители Духовного центра мусульман Ингушетии и имамы населенных пунктов: «Ислам и террор несовместимы. Так, в Священном Коране говорится, что убийство одного невинного человека приравнивается по степени греховности к убийству всего человечества. Ислам – религия милости, милосердия и прощения. Верующим себя может считать лишь тот, чей язык и рука не приносят страдания другим, именно этой морали учит нас Ислам».
Теперь в Ингушетии принимаются усиленные меры по предупреждению трагедий, подобных московской и кизлярской. «Необходимо максимально подключать население к борьбе с терроризмом. Одна из главных задач - упорядочить взаимодействие силовых структур», - заявил Юнус-Бек Евкуров. Говоря о случаях нападений на «лиц кавказской национальности», президент выразил сожаление тем, что «находятся слабовольные люди, которые поддаваясь бессмысленным эмоциям, оправдывают те цели, которые преследовали террористы – посеять вражду и ненависть между людьми».
Среди целей террористов ингушские эксперты называют создание хаоса и подрыв авторитета власти. Наблюдатели отмечают, что в последние годы преступники практически не покушаются на материальные объекты, а чаще посягают на жизнь и здоровье людей, что свидетельствует об усилении жестокости и безоглядности действий террористов. Кроме того, расширяется информационная, тактическая, взаимная ресурсная поддержка террористических сообществ и групп. Происходит сращивание политического и уголовного терроризма, слияние нелегальных и легальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно-сектантскими, фундаменталистскими и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов. В Назрани говорят о том, что методы борьбы с терроризмом в России необходимо модернизировать. Силовые действия «затрагивают листья и стебли, но не устраняют корни».
Несоразмерные, прямолинейные, похожие на действия слона в посудной лавке, методы силовиков на Северном Кавказе никого уже не удивляют. Вместо методичного, грамотного формирования доказательной базы, практикуется топорный дедовский способ дознания, кстати, самый простой, применявшийся еще в Средневековье. Падает доверие к правоохранительным органам, что и используют в своих целях участники бандподполья. Не работает служба участковых, но главное, финансисты террористов остаются недосягаемыми, причем это не только зарубежные, но и отечественные спонсоры. Пока есть деньги, вероятность появления нового Саида Бурятского очень велика.
Ингушские эксперты сходятся во мнении, что особую опасность представляют попытки лидеров террористических движений и организаций придать своей деятельности характер национально-освободительной борьбы. Часть общества воспринимает эту деятельность именно в такой благородной окраске, чему во многом способствует нерешенность политических, национальных и социально-экономических проблем, углубляющихся разрывом в уровнях благосостояния между гражданами. Пока же внятная программа действий на Северном Кавказе отсутствует, а одними силовыми действиями здесь не развязать узлы.
Терроризм: взгляд из Ингушетии
Павел Цороев
23275 просмотров