Грузинское вино завоевывает рынок

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В 2006 году Москва ввела запрет на импорт всех видов грузинских вин. Особенно болезненным эмбарго оказалось для виноделов Кахети и Рача, где производятся знаменитые марочные вина. Если в 2005 году им удалось продать около 50 млн бутылок красного и белого вина, выплачивая при этом крестьянам около доллара за килограмм винограда, то в 2007-2010 годах из Грузии было экспортировано лишь чуть более 20 млн бутылок (в основном на Украину и другие страны СНГ), а виноградари получали 20 центов за килограмм. С 2006 года государство, опасаясь за само существование отрасли, вынуждено дотировать виноделие в объеме десятков миллионов долларов в год. Кроме того, правительство помогает бизнесменам рекламировать и продвигать продукцию на новые рынки. В Европе и США ведется агрессивная рекламная кампания и власти делают все для защиты известных брендов от фальсификации. Изучив винный рынок США (где занять свою нишу не менее трудно, чем во Франции или Испании), грузинские бизнесмены к своему ужасу обнаружили, что знаменитые бренды «Хванчкара» и «Киндзмараули» уже зарегистрированы в качестве собственности некоего Евгения Дозорцева – американского бизнесмена российского происхождения. Если учесть, что «Хванчкара» в Грузии считается не просто напитком, но национальным достоянием, известие из США вызвало в стране настоящий шок. Без разрешения американского бизнесмена, грузинские компании не имели права экспортировать в США ни одной бутылки. А ведь тестовые продажи подтвердили некоторый интерес американцев к вину из страны с «экзотическим» названием, в точности повторяющем название одного из их штатов. Правительство по заданию президента срочно снарядило большую делегацию и наняло квалифицированных юристов, разбирающихся в огромной бюрократической машине и нюансах сложнейшей юридической паутины самой большой экономики мира. Господин Дозорцев это предвидел и основательно подготовился к судебным баталиям. Он предложил Тбилиси решить вопрос «по хорошему», то есть договориться с учетом взаимных интересов. После долгих переговоров, компромисс был найден: Дозорцев признал, что «Хванчкара» и «Киндзмараули» - грузинские бренды, принадлежащие государству, но получил взамен эксклюзивное право на реализацию вина в Америке. Сделка была выгодна и виноделам, поскольку «Dozortsev and Sons» обладает связями в бизнес-сообществе США. Таким образом, грузинское вино получило возможность «зацепится» за нишу недорогих вин на огромном рынке алкогольных напитков Северной Америки. Причем продукция, экспортируемая в США, отвечает самым строгим требованиям к качеству. Президент Саакашвили неоднократно «благодарил» руководство России за эмбарго, которое, по его словам «заставило искать новые рынки и улучшить качество вина». Причем, грузинский лидер утверждает, что хотя в последние годы количество вина, экспортируемого в другие страны, резко сократилось по сравнению с 2005 годом, но благодаря улучшенному качеству, а также емкости и платежеспособности новых рынков, в денежном выражении выручка уже сопоставима с временами, когда вино из Грузии не встречало препятствий в России. Вместе с тем, проанализировав структуру новых рынков, обнаруживаем примечательную особенность: В США грузинское вино особенно успешно продается в Нью-Йорке, где живет большая диаспора выходцев из России и бывшего СССР. Это неудивительно, ведь «Хванчкара» и «Киндзмараули» мало что говорят потомственным американцам и европейцам, привыкшим к Chianti и Bordeaux. Производители «Хванчкары» заключили даже специальное соглашение с duty free стамбульского аэропорта, рассчитывая на миллионы россиян, ежегодно бывающих в этом аэропорту проездом, или посещая Турцию. Результат превзошел все ожидания: грузинские телекомпании показали репортажи о том, как россияне удивленно осматривают бутылки знакомых брендов и, как правило, покупают. Так, несмотря на суровый запрет главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, «Хванчкара» и «Киндзмараули» возвращаются на «российский рынок» –через Нью-Йорк и Стамбул. Что касается их проникновения на собственно российский рынок, то здесь тоже заметны перемены. Недавно Онищенко встретился в Москве с руководителем партии «Свободная Грузия» Кахой Кукава (мягко говоря, не самым влиятельным грузинским политиком) и обещал снять все препоны для возвращения в Россию грузинской продукции после «конкретного и профессионального анализа совместно с производителями». Однако к этому предложению в Тбилиси отнеслись скептически. И дело тут не в давлении грузинских властей на бизнесменов, считает Кукава. В любом экспортно-импортном бизнесе важна форма оплаты за поставленную продукцию. Есть понятие «стопроцентной предоплаты», «частичной предоплаты» и так далее. Бывают случаи, когда партнеры настолько доверяют друг другу, что соглашаются поставить продукцию с расчетом на оплату после реализации. В данном случае любые варианты кроме стопроцентной предоплаты исключены - наученные горьким опытом производители грузинского вина и «Боржоми» не рискнут поставить продукцию в Россию на иных условиях. Ведь милость Онищенко вскоре может смениться гневом, и в «Боржоми» вновь обнаружат вредные примеси, например, сразу после того, как в ходе очередного раунда переговоров по вступлению РФ в ВТО, Тбилиси продолжит настаивать на «легализации» таможенных КПП в Абхазии и Южной Осетии. Словом, грузинские бизнесмены рисковать не будут. С другой стороны, стопроцентная предоплата – слишком большой риск уже для импортеров продукции - вдруг она осядет на полках магазинов без всяких запретов Роспотребнадзора? В таком бизнесе принято разделять риски. Кроме того, грузинские производители вина и «Боржоми», с которыми общался корреспондент ВК, безуспешно пытаясь получить хоть какой-то официальный комментарий, в частной беседе указывают на одну странность: В 2006 году, введя запрет на импорт «Боржоми» и вина, Геннадий Онищенко (тогда главный санитарный врач России) арестовал этой продукции на миллионы долларов. Теперь он требует выезда в Грузию своих экспертов, чтобы удостоверится в качестве вновь производимого вина и «Боржоми». Возникает естественный вопрос, что мешает в первую очередь проверить и пустить на рынок ту продукцию, которая уже поставлена в Россию, но до сих пор арестована на российских складах? У грузинских бизнесменов возникают подозрения, что эта странность объясняется стремлением повысить риски поставки продукции. Таким образом, в компании «Боржоми» и «Ассоциации виноделов» с настороженностью относятся к «подаркам» господина Онищенко, стремясь продолжить курс на улучшение качества и экспорта на рынки, где не существует политических рисков.

30845 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.