Вестник Кавказа

Железные дороги Армении

Всеволод Веселов
Железные дороги Армении
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Экономическое развитие Армении сдерживается целым рядом факторов, главный из которых - изоляция от региональных проектов. В результате конфликта с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха армянская экономика лишилась транспортных коммуникаций. Из четырех государств, с которыми граничит Армения, нормальные отношения сохранились лишь с двумя – Грузией и Ираном. Границы с Азербайджаном и Турцией закрыты.

Из четырех железнодорожных веток, во времена Советского Союза соединявших республику с соседями, сейчас функционирует только одна – в направлении Грузии. Но даже она не может использоваться в полном объеме, поскольку фактически носит локальный характер. Из-за конфликта Грузии и Абхазии прямое сообщение с Россией у Армении отсутствует. Армянские товары, попав в Грузию, могут быть отправлены дальше, в другие страны только через черноморские порты Батуми и Поти или автотранспортом через перевал Казбеги в Россию.

В этом геополитическом тупике железная дорога потеряла былое значение. За последние десятилетия в Армении не было введено ни одного нового километра железных дорог. Тем не менее Россия, завладевшая примерно половиной экономического потенциала Армении, решились на концессионное управление армянской сетью, учредив Южно-кавказскую железную дорогу (ЮКЖД) с расчетом на перспективу.

В преддверие визита главы Российских железных дорог (РЖД), 100-процентной «дочкой» которой и стала ЮКЖД, в Армении вновь заговорили о необходимости осуществления двух проектов, способных повысить значение железнодорожного транспорта для страны, где доля перевозок железнодорожным транспортом падает на протяжении двух десятков лет.

Сейчас чтобы попасть по железной дороге из Еревана в Тбилиси, поезд делает крюк между столицей Армении и Ванадзором почти в 100 км, а от Севана до границы с Грузией - крюк в 400 км, что увеличивает себестоимость и время как пассажирских, так и грузовых перевозок.

Первый проект, который достаточно легко осуществим – железнодорожная ветка Ванадзор–Фиолетово - предполагает строительство чуть более 20 км путей, плюс прилегающая инфраструктура. На его реализацию планируется выделить 100 млн драмов (272 тыс. дол.). Сообщается, что часть этих денег даст бюджет Армении, а часть ЮКЖД, точнее РЖД. Значение этого проекта несопоставимо с необходимыми ресурсами для его осуществления. Благодаря его реализации расстояние от Еревана до Тбилиси по железной дороге сократится более чем на 90 км. Железнодорожная ветка Ванадзор–Фиолетово даст толчок развитию промышленности, сельского хозяйства и туризма в северо-восточной части Армении – в районе Севана. Туристы из Грузии смогут легко добираться до курортов горного озера. Эта дорога имеет и стратегическое значение – она будет проходить сравнительно далеко от всех границ Армении с соседними странами.

Второй проект гораздо более масштабен и может в дальнейшем иметь значение не только для Армении, но и для соседних стран. Это железная дорога Армения-Иран. Принципиальное решение о ее строительстве было принято еще в 2007 году, но пока существуют значительные проблемы с финансированием. Рассматривалось три возможных маршрута строительства ветки, но в Армении склоняются к варианту, который максимально безопасен со стратегической точки зрения. Железная дорога будет начинаться на станции Раздан (расположенной на ветке Ереван-Раздан-Фиолетово-Севан) и заканчиваться в Иранском городе Мерант. Длина путей по территории Ирана составит 80 км и будет финансироваться иранской стороной. По территории Армении пройдет 529 км железнодорожных путей. Реализация проекта сопряжена с огромными техническими трудностями. Железная дорога будет проходить через природоохраняемые территории побережья Севана, а затем будет должна пересечь целый несколько горных перевалов. Это значительно увеличивает стоимость строительства. По разным оценкам она составит от 1,7 до 4 млрд долларов.

Самостоятельно Армения не способна реализовать подобный проект. Ей будет необходима как финансовая, так и техническая помощь. Уже известно о потенциальном участии в нем двух "дочек" РЖД – "Росжелдорпроекта" и "Зарубежстройтехнологии". Армения также рассматривает участие инвесторов из других стран в этом проекте, намекая, что в случае отказа российского бизнеса вкладывать деньги в проект, управление новой веткой может быть передано не ЮКЖД.

Реализация проекта поможет решить целый комплекс проблем. Армянский бизнес получит выход на порты Персидского залива, что может изменить энергетический баланс Армении, позволит осуществлять экспорт армянских товаров, которые ранее возить автотранспортом на такие расстояния было просто не выгодно.

Но проект имеет и другой, более важный для мировой торговли аспект. Эта дорога (вместе с реализацией проекта Ванадзор-Фиолетово) создаст новый транзитный коридор для товаров из Ирана. ИРИ получит выход к черноморским портам Грузии, что упростит экспорт из стран Персидского залива в Европу. Коридор может составить реальную конкуренцию осуществляемым российско-азербайджано-иранскому проекту "Север-Юг".

Желание вырваться из транспортной блокады, замораживание процесса нормализации армяно-турецких отношений актуализировало для Армении проекты строительства новых железных дорог. Но если реализация проекта строительства ветки Ванадзор-Фиолетово, скорее всего, не вызовет особых проблем, то оптимизма в отношении дороги Армения-Иран гораздо меньше. Если говорить двумя словами, то – дорого и сложно. К тому же улучшение транспортных возможностей Ирана вряд ли понравится Европе и США, ужесточающим санкции против исламской республики. Для РЖД этот проект также неподъемный без привлечения других участников.
32765 просмотров