Вестник Кавказа

Судьба Сноудена

Министерство юстиции РФ получило письмо из США, касающееся экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. Многие ожидали, что в документе будет запрос о его экстрадиции. Однако его в письме не было. В послании министр юстиции США Эрик Холдер лишь разъяснил некоторые аспекты американской позиции по вопросу статуса Сноудена, который до сих пор находится в транзитной зоне московского аэропорта "Шереметьево". На прошлой неделе бывший агент официально попросил ФМС предоставить ему временное убежище в России, и теперь ждет ответа. О дальнейшей судьбе Сноудена и некоторых аспектах российско-американских отношений «Вестнику Куваказа» рассказала член Общественной палаты РФ, гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.

- Как, на ваш взгляд, будут развиваться события вокруг экс-сотрудника ЦРУ, живущего пока в транзитной зоне?

- Думаю, что в настоящее время идет административная процедура для того, чтобы обеспечить пребывание Эдварда на территории РФ в полном соответствии с законами России. Нам нужно будет дождаться окончания этой процедуры. Очевидно, что США будут продолжать требовать выдачи Эдварда Сноудена, хотя в данной ситуации Белый дом находится в несколько сложном положении: Эдвард Сноуден, как он сам заявляет, действовал во имя идеалов американского государства, тех принципов, которые записаны в американской Конституции, он ссылался на 4 и 5 поправки американской Конституции. Достаточно сложно преследовать человека за то, что он защищает Конституцию США. Но тем не менее это будет делаться. Любая страна, которая будет оказывать поддержку Эдварду Сноудену, окажется под политическим давлением США. В случае России ситуация со Сноуденом – лишь дополнительный элемент, дополнительная проблема к тому уже достаточно длинному списку претензий, которые Белый дом формулирует по отношению к России.

- Чего можно ожидать от российско-американского саммита в сентябре?

- В настоящее время российско-американские отношения действительно перешли в достаточно напряженное русло, но это является нормальным состоянием отношений с США для государства, которое утверждает свою независимость и суверенитет. Так что нам не нужно опасаться дальнейшего осложнения отношений с США. США также невыгодно осложнять отношения с Россией, потому что по Сирии, по вопросам транзита грузов НАТО из Афганистана, по вопросам Ирана и некоторым другим вопросам международной повестки дня, а также российско-американских отношений, Вашингтону нужны нормальные рабочие отношения с Москвой. Я думаю, что на повестке дня может быть достаточно тем для некоего конструктивного диалога. Ну, а те темы, которые США не заинтересованы педалировать, будут обсуждаться в другой терминологии.

По мнению Крашенинниковой, «перезагрузке действительно пришел конец. Ситуация со Cноуденом это лишь начало списка претензий, которые США предъявляют России. Туда можно добавить и Сирию, и НКО, и Pussy Riot. Еще в 2011 году Байден сказал, что третий срок Владимира Путина это плохо для России. Сложные отношения с США - это штатная ситуация для тех государств, которые проводят независимую политику… Между тем идея о том, что Сноуден - это проект ЦРУ, выгодна самому ЦРУ. В сложившей ситуации Россия может рассчитывать на поддержку со стороны многих государств… На стороне РФ будет большинство стран мира, в том числе и Китай. Из Китая выращивают врага в глазах американского общества, а РФ отводится роль буфера».

Пор мнению Крашенинниковой, не стоит торопиться с констатацией факта ухода американцев из Афганистана: «США не уходят из Афганистана. Правильней сказать: "так называемый уход США из Афганистана". За 68 лет США ни из Германии, ни из Японии свои войска не вывели. Когда премьер-министр Японии несколько лет назад, предложил вывести военных с Окинавы, то ушел сам премьер».

Между тем, как полагает заместитель руководителя Центра евроатлантических исследований Александр Бедрицкий, история со Сноуденом не внесет драматизма в российско-американские отношения: «Она проходная для отношений между РФ и США. Важнее внутриполитические процессы в США. Насколько, например, Обама, независим в своих решениях… У двух стран есть как конфликтные вопросы, так и те, по котором у них установилось взаимопонимание. У США и РФ есть ряд вопросов, которые они могут достаточно спокойно обсуждать: это Афганистан (но роль РФ будет снижаться, а США будут постепенно выводить войска), вопрос нераспространения ядерного оружия и разоружения. Многие другие вопросы вызывают сложности в обсуждениях. Например, проблема Сирии. Российская политика по отношению к таким странам как Сирия и Иран в сохранении мягкой дистанционной поддержки без каких-либо резких шагов, США же склоняются к оказанию помощи оппозиции, в том числе и в виде поставок техники, но не намерены предпринимать вторжение в страну… Предстоящая осенью встреча Владимира Путина и Барака Обамы вряд ли будет иметь какие-либо серьезные последствия. Саммит в сентябре важен с точки зрения имиджа. Но важных вопросов он не решит. Хотя этот саммит все равно создает задел для продолжения диалога между РФ и США».

11635 просмотров