До сочинской олимпиады осталось 342 дня. То есть через год событие, к которому так долго готовились и продолжают готовиться, уже станет историей. Что оставит после себя Олимпиада, как скажется на экономике города и региона? Об этом рассуждают эксперты-экономисты.
«При подготовке к Олимпийским играм в полной мере проявилось то, что мы не имеем пока установленных процедур получения важного, ответственного, высокоэффективного результата, - утверждает ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Владимир Климанов. - В самом начале подготовки к Играм был дилемма - осуществлять закупку товаров и работ для подготовки к Олимпиаде или делать это по процедурам через госкорпорации. Был выбран именно второй механизм, который позволяет максимизировать усилия для получения конечного результата. Сомневаюсь, что мы смогли бы получить что-то подобное, если бы пошли по пути соблюдения закона о государственных закупках, знаменитого ФЗ №94, когда все бы увязли в каких-то тяжбах и сложностях выбора поставщиков, не получив готовые объекты».
Климанову кажется, что «сейчас бессмысленно считать финансовые вложения в Олимпиаду. Не зря правительство, перейдя сейчас к формированию бюджета, в том числе на основе госпрограмм, исключило из предварительного списка программу, специально направленную на подготовку к Играм. Сложно сейчас вычленить весь набор мероприятий, который посвящен подготовке к Олимпиаде, с точки зрения каких-то расчетов. Необходимый контроль контрольные органы в любом случае осуществляют, даже иногда излишний контроль, но точные оценки этого нужно давать после проведения мероприятия.
Мы не можем сдвинуть февраль 2014 года на какой-то более отдаленный срок. Между тем олимпийский контракт, который был подписан городом Сочи с МОК, содержит в себе очень много требований к городу Сочи. Там есть специальные требования, например, к поведению таксистов, к системе общественного питания, к банковскому обслуживанию в городе, к учреждениям культуры, которые должны быть общедоступны, в том числе и для людей с инвалидностью, к фармацевтам, еще к целым категориям жителей, обслуживающих инфраструктуру. Это все у нас часто игнорируется. У нас делается акцент на то, что мы построим некое необходимое количество спортивных объектов, некие новые гостиницы. Но сам город должен кардинально преобразиться! От того как там перестроится инфраструктура, перестроится малый бизнес, зависит и то, как будет страна жить в последующие годы».
«Нет задачи, чтобы все олимпийские объекты окупились сразу после окончания Олимпиады, - утверждает советник министра культуры РФ, профессор-экономист Николай Новиков. - Это невозможно в принципе. Эффект от подобных событий наступает через год. Например, 300-летие Петербурга не было туристским мероприятием, но сам факт проведения стимулировал рост пассажиропотока, даже из такой консервативной с точки зрения выездного туризма страны как США на 25%. Американцы вообще не любят ездить за пределы США в турпоездки, но в Петербург после 300-летия наблюдался рост даже оттуда. Я уже не говорю про близлежащие европейские страны. Здесь мы говорим о том же самом. Игры в Сочи являются фактором развития всевозможной инфраструктуры в этом городе, но не только. Они еще являются фактором привлечения к этому городу глобального внимания. Министерство курортов и туризма Краснодарского края оценивает, что к 2017 году число отдыхающих в Сочи будет 13 млн человек при наличии в городе 260 тысяч койко-мест. Большая это инфраструктура или маленькая? Для России большая. После Олимпиады Сочи будет благоустроенным, интересным и удобным городом. Уже сейчас там качество развязок или качество работы доставки из аэропорта в центр Сочи через аэроэкспресс современное».
«Оценка эффекта или влияния такого рода мероприятий на город – дело очень сложное, потому что всегда это соотнесение затрат и выгод, причем затраты и выгоды мы смотрим в комплексе, сопоставляя материальные и социальные эффекты, - говорит директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города Герман Ветров. – Город насыщается мощностями: транспортными, инфраструктурными, коммунальными. Это не только решение сиюминутных проблем, но и закладка основ для развития в будущем. Экономическое развитие, всплеск строительства, инвестиционный бум приводят к улучшению для города конкретных показателей. Это рабочие места, это налоги, это повышение городских доходов.
Если мы говорим о рабочих местах, есть такая информация в среднем по городам, в которых были олимпиады: на постоянной основе после завершения Олимпиады сохраняется примерно 10% рабочих мест, созданных к Олимпиаде. Это проблема, потому что остаются люди, которые сюда приехали, кто-то рассчитывает закрепиться.
Другая проблема - использование объектов олимпийских. Самым классическим направлением их использования считается перевод в жилые массивы, общежития, передача университетам. Иногда это демонтаж каких-то мощностей, в том числе спортивных сооружений. В любом случае, должна быть очень серьезная, продуманная комплексная программа. Олимпиады в Мюнхене, в Монреале признаны финансово не то чтобы совсем неудачными, но проблемными. В этом смысле есть альтернативные примеры - Барселона, которая после проведения Олимпиады продемонстрировала наличие комплексного подхода, смену экономического профиля города, который из промышленного стал действительно комплексно развитым. Сфера туризма и бизнес-туризма после Олимпиады с течением времени увеличила доходы в бюджет города в два раза. Это классика взвешенного, комплексного подхода».