Вестник Кавказа

Смешная сказка и грустная быль

Аркадий Варданян, lragir.am

События, происходящие в канун юбилея нашей национальной трагедии, невольно возрождают в памяти образы героев русских народных сказок – царя и трех его сыновей. Двое из царевичей, как известно, считались умными, а третий, младший, дурак. И условное распределение этих фольклорных персонажей среди главных действующих лиц армянского политического бомонда создают довольно забавную картину.

В роли сюжетного царя здесь выступает президент-основатель независимой Армении, он же мудрый и непревзойденный политический провидец и аналитик, он же идеолог бескровных буржуазно-демократических преобразований, и, наконец, он же родитель и наставник наследников армянского престола. Кстати, обращаясь к корням наследственного статуса «умных царевичей», следует помнить, что оба они – классические номенклатурные воспитанники компартии и комсомола, идеология которых густо приправлена традиционной коррупцией азиатского образца.

Что касается третьего сыночка, то на фоне очередного смехотворного скандала его фигура заслужила отдельного подхода. Восторженное самолюбование в какой-то миг подвело глупыша, подсказав ему, что он уже достаточно подрос и повзрослел, чтобы не только иметь собственные мысли, но и быть вправе публично высказывать их без позволения папаши-аксакала и видавших виды братьев.
Вот он сдуру и ляпнул, что ради счастья гибнущего в нищете народа способен пожертвовать всеми благами, включая собственную жизнь, что для этой благороднейшей цели готов даже занять президентское кресло.

Нелишне заметить, что эта часть его драматической тирады прозвучала с искренней дрожью в голосе, что подтвердило давно известную истину: претендовать на армянский престол без согласия паханов и брательников равносильно смертельному трюку.
Столь неслыханная наглость, конечно, может вывести из себя кого угодно, и страшный гнев царствующего владыки не заставил себя долго ждать. Активно поддерживаемый свитой подхалимов-опричников, он громогласно указал завравшемуся пацану его истинное место, заодно припомнив насильственную кличку придурка.

Здесь уже не в меру возбужденная свора лизоблюдов завопила во всю мощь перекормленных глоток. Словно по команде кинолога с яростью свирепых псов на бедного дурачка набросились кому не лень: и светящийся доморощенной лысиной скаут-министр, и грозный генерал с лексикой пьяного фельдфебеля, и даже родной сват с мышиными повадками несуна из общественных амбаров. Этот, стремясь перещеголять всех, в порыве холопского восторга дошел до верхнего ля и заявил: «Если кто-то настолько глуп, что не понимает с трех раз, то придется хорошенько долбануть его по башке!» (Видимо, чтобы другим впредь было неповадно лезть со свиным рылом в калашный ряд).

Скандал шокировал публику до точки высочайшей наэлектризованности. У многих возникло предчувствие, что дешевый спектакль может не только с треском провалиться, но и чреват непредсказуемыми последствиями, если зрители поймут, кто есть «ху», и ворвутся на сцену, круша декорации и яростно пиная ногами как актеров-наперсточников, так и режиссеров-постановщиков всего этого гнусного иллюзиона, почему-то именуемого армянской внутриполитической жизнью.

И тут наступило время очередного вмешательства отца-основателя, который на сей раз решил задействовать высокий класс эпистолярного жанра. Смысл его открытого письма президенту был прост и понятен: не стоит жертвовать столь тщательно раскрученной марионеткой и отправлять ее на свалку сгоряча. Ну, подумаешь, брякнул очередную чушь, да и то по совету полдых недругов. Но в целом он парень свой в доску и может еще понадобится в продолжение новых зрелищ для одурачивания публики. Одним словом, скандал в царском семействе удалось сгладить в полном соответствии с логикой фольклорного жанра, и царевич-придурок ретировался, по-английски исчезнув с балаганных подмостков армянской политики…

… Однако пора прервать аналогии со сказкой и обратиться к нашим скорбным реалиям со всей серьезностью и без сарказма. Теперь, когда пыль безобразного инцидента улеглась, а пыл комментариев утих, нетрудно в который уже раз убедиться, что политики как таковой и политической борьбы в смысле противостояния власти и оппозиции в Армении просто не существует. И такое уникальное в своем роде обстоятельство сопровождает нашу действительность ровно с тех самых пор, как 17 лет назад в стране произошел классический антиконституционный переворот. Тогда политическую авантюру оправдывали тем, что, якобы, никто не способен разрешить карабахскую проблему лучше, чем сами карабахцы.

Сегодня вряд ли найдется хоть один здравомыслящий человек, способный возразить против того, что грубый финт карьеристов советской закваски привел не просто к плохим, а самым что ни на есть катастрофическим результатам. Нет практически ничего напоминающего элементы цивилизованного правосудия, современного научно-технологического и социально-экономического, культурно-просветительского прогресса, не говоря уже о гражданском самосознании, уважении к свободе слова и выбора, к праву на жизнь и элементарным нормам человеческой морали. Думается, нет смысла повторять бесконечный ряд преступных и предательских для интересов нации шагов, непосредственно связанных с деятельностью нелегитимной власти.

Что же касается причин ее долголетия, то вполне достаточно указать на главную из них – суррогат оппозиции, которая трусливо именует себя странным политологическим неологизмом «невластные силы». Фактически, это те, кто всегда послушно подпевает доящим бесправного козла, услужливо подставляя под несчастного решето своего гнусного фарисейства. Знакомых с этой публикой и умеющих зреть в корень подобный абсурд давно уже не удивляет, ведь известно, что «невластные джентльмены» с довольными и сытыми физиономиями питаются с той же кормушки, что и власть…
… Такими к великому сожалению в нашей непрезентабельной действительности выглядят смешная сказка и грустная быль.

13635 просмотров