Вестник Кавказа

Робер Оссейн, он же Рустам Гусейнов

В мае в Баку уже второй раз побывал всемирно известный азербайджанец из Франции Робер Оссейн. Его дед родился в Азербайджане, отец – в Самарканде. В период жизни во Франции они внесли неоценимый вклад в мировую культуру и искусство. Отец - Аминулла Оссейн был композитором, писавшим великолепную музыку - балеты, оперы, симфонии. После того как в 1868 Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи Гуссейны были на русский манер переименованы в Гусейновых. Так что Робер Оссейн по паспорту остается Гусейновым, и носит имя, данное ему отцом – Рустам .

Странно, но до последнего времени мало кто знал, что французский актер и режиссер Робер Оссейн и Рустам Гусейнов – одно и то же лицо. Во всем мире знают, что шансонье Шарь Азнавур армянин по происхождению, но мало кто догадывался, что "народный режиссер Французской Республики", известный как во Франции, так и в России актер, исполнивший роль Жоффрея де Пейрака в ставших классикой фильмах про Анжелику, на самом деле азербайджанец.

Звезда мировой величины происходит из скромной семьи российских иммигрантов первой волны. Рустам Гусейнов родился в семье эмигрантов из Российской империи в Париже 30 декабря 1927 года. Его отец Аминулла Гусейнов, происходивший из азербайджанской семьи, родился в Самарканде. За успехи в музыке власти Туркестана отправили его учиться в Москву, где он принял православие и имя Андрей. Затем подающий надежды молодой музыкант отправился учиться в Берлин. Ни в Россию, ни в Туркестан он уже не вернулся - началась Первая мировая война, и учебная поездка плавно перетекла в эмиграцию. Чтобы прокормить себя и семью, он играл на банкетах, в ресторанах, кабаках - везде, где удавалось найти работу. Его композиторский дар оказался невостребованным, однако музыкант не терял оптимизма. Робер Оссейн вспоминает, что его отец любил говорить: "Первые 50 лет в жизни самые трудные, потом привыкаешь. Главное - никогда не привыкай ни к чему, ведь неизвестно, как повернется жизнь".

Мать Оссейна, Анна Миневская, родилась в Киеве и выросла в Петербурге. Она происходила из зажиточной еврейской семьи. Отец ее владел банком и доходным домом в столице. Будучи человеком добрым, он жалел студентов, которым было нечем платить за жилье, и не только разрешал им жить в его доме бесплатно, но и помогал деньгами. Как говорит Робер Оссейн, часть этих денег даже шла Ленину, жившему в ту пору в Швейцарии. Многие из жильцов-студентов стали его друзьями. Перед Первой мировой войной два таких жильца внезапно исчезли, и от них долгое время не было вестей. Следующая встреча домовладельца и одного из бывших жильцов оказалась весьма неожиданной - после революции, Миневского привели на допрос, который, по иронии судьбы, должен был вести один из тех студентов. Оказалось, что уже до революции он занимался подпольной деятельностью и теперь стал комиссаром. Но он оказался благодарным человеком, обеспечил семье Миневских загранпаспорта, и они эмигрировали. В Германии, где оказалась ее семья, Анна Миневская и встретила своего будущего мужа.

Работала Анна Миневская в русском театре, где платили копейки, так что, учитывая весьма скромный доход ее мужа от выступлений, молодая семья едва сводила концы с концами. Но, несмотря на нищету, она всегда верила в талант мужа и всячески поддерживала его. Многие эмигранты сменили привычный род деятельности на более доходный, не требующий особой квалификации. Особенно популярны были профессии шофера или содержателя пансиона. Но Гусейнов не мыслил жизни без любимого дела. Он говорил: "Да, я жил в бедности, зато всегда был богат душой".

Их сын Рустам родился в номере дешевого отеля. В первые годы жизни он почти ни слова не знал по-французски - в семье говорили на русском, бережно храня и родной азербайджанский язык. Рустама, когда он подрос, отдали учиться в пансион. Когда пришла пора платить, его перевели в другой. И так около десятка раз, причем в каждом пансионе царили свои порядки, даже преподавались разные вероучения. Вынужденный часто менять пансионы, Рустам мечтал о настоящем доме, большом и полном близких людей.
Он рос неприхотливым, не склонным испытывать жалость к себе. Когда другим детям в пансион родители приносили гостинцы, а он единственный не получал ничего, Рустам думал, что это потому что они слабые и больные, а он сильный и здоровый, поэтому ему ничего и не нужно. Мальчик рос нелюдимым, у него никогда не было друзей в пансионах, чему способствовала частая их смена. Нередко прогуливая занятия, он забирался на деревья, чтобы оттуда наблюдать за людьми, как за актерами на сцене.

В течение 15 лет семья жила на чердаке дома в бедном районе. Уборная и ванная располагались на втором этаже, так что эмигрантам приходилось преодолеть несколько лестничных пролетов, чтобы до них добраться (в доме, не считая чердака, было 4 этажа). В комнате, где жили Гусейновы, стояли только шкаф и две кровати. Несмотря на это, мать Рустама хранила традиции - готовила борщ и котлеты, научила сына читать "Отче наш" перед сном.

Когда в 15 лет Рустам решил начать карьеру актера, родители обрадовались, ведь теперь сын мог помочь семье. Юноша стал учиться в театральной студии "Старая голубятня", а потом окончил курсы Рене Симона. С достижением совершеннолетия он взял псевдоним Робер Оссейн, более понятный французскому зрителю.

В первое десятилетие творческой деятельности Оссейн был малоизвестен. Он играл в театре Гран-Гиньоль, а также ставил спектакли. Однако именно эти ранние годы в значительной мере сформировали его как деятеля театра, которому он отдавал предпочтение всю свою жизнь, несмотря на успех в кино.

Свою будущую жену, Марину Полякофф-Байдаров (более известную под псевдонимом Влади), Оссейн увидел, когда ей было 11 лет. Через 4 года он увидел ее вновь и влюбился без памяти, несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте. Она уже тогда была настоящей звездой, а Робер только начинал восхождение к вершинам славы. Чтобы заинтересовать юную балерину, он пригласил ее сниматься в своем первом фильме "Негодяи попадают в ад", созданном в соавторстве с Фредериком Даром, будущим автором череды детективных бестселлеров, написанных под псевдонимом Сан-Антонио. Через 3 года, в 1955-ом, молодые люди поженились. Вскоре на свет появились двое их сыновей - Игорь и Петр. Пара с детьми жила в большом доме Поляковых-Байдаровых за городом. Атмосфера там была как в дворянском гнезде дореволюционной поры - чаепития у самовара, игры, дом, всегда полный гостящих друзей и родственников.

Однако на довольно замкнутого Оссейна, выросшего совершенно в другой обстановке, давила необходимость все время находиться в обществе, все делать вместе. По его собственным словам, часто ему казалось, что он женат не на одной Марине, а на всех четырех сестрах Поляковых-Байдаровых. Марине же не хотелось расставаться с привычным укладом, она была очень привязана к семье и не мыслила жизни вне отчего дома. Бытовые проблемы в итоге привели к расставанию. Однако бывшим супругам удалось сохранить теплые дружеские отношения - даже сейчас, через десятилетия после разрыва, они продолжают общаться.

После расставания с Влади Оссейн влюбился в Каролин Эльяшев, дочь выходца из Баку Анатолия Эльяшева. Они прожили в браке 15 лет, однако и он распался, несмотря на появление на свет сына Николя. Долгожданное счастье Оссейн обрел только с Кэндис Пату. В день свадьбы Оссейн попал в больницу, и невеста целый месяц постоянно была там рядом с ним. В итоге свадьба все-таки состоялась. Их брак длится уже больше 40 лет. В нем появился сын Жульен.

Известная французская актриса Фанни Ардан рассказала корреспонденту "Вестника Кавказа", что хорошо знакома с Робером Оссейном, ведь их дети учились в одной школе. Жизнь Оссейна и его близких - словно книга о судьбах русской эмиграции во Франции, интегрировавшейся в общество, но помнящей свои корни, несмотря на смену поколений. Достаточно взглянуть на детей Робера. Его сын Игорь выращивает жемчуг на Гаити, Петр стал музыкантом, Жульен - актером, сценаристом и писателем, а Николя после многообещающего дебюта в кино и съемок в нескольких фильмах, обратился к своим еврейским корням, сменил имя на “Аарон” и стал раввином в Страсбурге.

Творческий путь самого Оссейна не менее удивителен, чем история его частной жизни. Русскому зрителю Оссейн лучше всего известен по роли Жофрея де Пейрака в серии фильмов про Анжелику. Оссейн в свое время с трудом согласился на эту роль - изначально предполагалось, что граф будет пожилым горбуном с огромным шрамом. Культового персонажа создал Оссейн своим вмешательством - он настоял, чтобы у графа не было горба, он был на 10 лет младше и ему уменьшили шрам. Эта роль вознесла Оссейна к вершинам популярности - поклонницы не давали ему прохода, даже пытались целовать ноги. Несмотря на такую бурную реакцию зрителей, Оссейн иронизирует по поводу чрезмерного значения, которое зачастую придают этой роли в контексте его творческой биографии. Он любит шутить, что когда умрет, на его надгробном камне высекут профиль графа, а не его.

Тем не менее на его счету роли в 108 фильмах, среди них такие как “Профессионал”, “Вторая истина”, “Одни и другие”, “Убийца”, “Вампир из Дюссельдорфа”, “Кто знает?”, “Порок и добродетель”. Он работал над сценариями 17 фильмов, и выступал в качестве режиссера на съемках 17 фильмов. Каждая его театральная постановка - аншлаг. Спектакль “Человек по имени Иисус”, поставленный Оссейном, даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса из-за количества зрителей, которое его посмотрело. Таковых было более 670 тысяч. Огромной популярностью пользовались и “Лионский курьер" (его посетил каждый сотый гражданин Франции), “Дантон и Робеспьер”, “Преступление и наказание”. Несмотря на коммерческий и творческий успех, Оссейн большую часть времени имел огромные долги, вкладывая все деньги в спектакли. Если бюджета не хватает - он вносит свои деньги. И столь добросовестное отношение к любимой работе окупается сторицей - залы на спектаклях Оссейна всегда полны, а публика часто рукоплещет по полчаса и больше.

В мае этого года Робер Оссейн побывал в Баку, причем на этот раз вместе с президентом Франции Франсуа Олландом. На обеде в честь высоких гостей, данном президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, Оссейн заявил: "Я как сын этой страны хочу с чувством радости и гордости отметить это. Так как я, если можно так сказать, олицетворяю большую дружбу между двумя нашими странами, каждая из которых является для меня родиной. Я родился в любимой стране – во Франции. Но я в то же время являюсь сыном страны, которой завидую, - Азербайджана. Обе страны добились развития. В этих странах женщины в сравнении с другими странами занимают более важное место в обществе, равное положение с мужчинами. Президент Французской Республики должен знать, что в этом столичном городе Баку существуют бок о бок, действуют без всяких проблем синагоги, мечети и православные церкви".

Находясь в Баку Оссейн поразил всех своим умением играть на азербайджанском таре. Вообще тар используется при исполнении народной музыки на праздниках и концертах в качестве ведущего инструмента в составе мугамного трио. Тар служит главным инструментом в оркестрах и ансамблях азербайджанских народных инструментов и считается музыкальным символом Азербайджана. Азербайджанское искусство игры на таре и мастерство его изготовления включено в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Как рассказал "Вестнику Кавказа" советский и азербайджанский дипломат, исследователь парижской эмиграции Рамиз Абуталыбов, отец Оссейна прекрасно играл на таре и лишь потом перешел на скрипку: "Аминулла Оссейн великолепный композитор, у него довольно много произведений симфонической музыки, симфонии к фильмам. В 1975-м году я смотрел его балет и раннее, в 1974 году, встречался с ним самим".

С 2002 года автор Робер Оссейн остается бессменным руководителем театра Мариньи, несмотря на почтенный возраст - в 2014 году ему исполнится 87 лет. Вопреки всему, он продолжает реализовывать то, что сам Оссейн считает своим жизненным предназначением. Он говорит: “Мой талант - находить его в других".

63130 просмотров