Вестник Кавказа

Полад Бюльбюльоглы в бронзе

Президент Российской академии художников Зураб Церетели представил публике свою новую работу – статую певца, композитора и посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюльоглы. Скульптура продолжила цикл работ Церетели "Мои современники", в рамках которых он создал портреты многих российских деятелей культуры, науки и искусства, включая Иосифа Кобзона, Андрея Вознесенского, Мстислава Ростроповича и Владимира Высоцкого. Ранее скульптор запечатлел в бронзе деятелей культуры первой половины XX века - это Федор Шаляпин и Всеволод Мейерхольд, Александр Блок, Сергей Есенин и Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Но влияние этого периода «серебряного века» простирается на весь XX век и начало XXI века.

На открытии статуи Бюльбюльоглы Зураб Церетели ответил на несколько вопросов "Вестника Кавказа".

- Зураб Константинович, ваша серия называется «Современники». Какое понятие вы в это вкладываете?

- Современники… Мы с ними родились в одно время, вместе шагаем по жизни, знаем друг друга.

- Чем вы руководствуетесь, выбирая образ? 

- Это характер. Есть люди, которые очень просят, но я не могу их нарисовать, потому что у них нет характера. Человек может быть очень красивым, но не обладать чертами, которые полезны для художника. Я ведь начал рисовать с раннего детства, когда бабушка давала мне цветные карандаши. Потом я занимался с художником. Помню, рисовал атлета. Он был очень красивый, и я думал, что если буду его рисовать, стану таким же красивым, как этот атлет. Художником стать получилось, а таким как он - не получилось. Когда рисуешь, не обязательно становишься художником, но это развивает мышление, глаза, руки. Так что, если у вас есть дети и внуки, давайте им цветные карандаши.

- Какая черта Полада Бюльбюлевича вас привлекла? 

- Я его давно знаю, знаю его песни. Когда он поет, у него совсем другие движения, другая пластика. Я стараюсь все заметить и передать языком искусства, чтобы это было объемно, пластично, чтобы передать характер. Постарался сделать, чтобы это было на века.

- Кто из азербайджанцев вас еще вдохновляет? 

- Женщины.

Вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева на церемонии открытия скульптуры Поладу Бюльбюльоглы в Академии художеств России сказала «Вестнику Кавказа»: «Сегодняшнее мероприятие прошло прекрасно, особенно яркий момент был, когда пел Полад Бюльбюлевич. Когда он поет, хочется жить. У него такая энергетика, что от нее заряжаются все. Он спел три песни, потому что Бог любит Троицу. Но я бы хотела, чтобы он спел и пять, и десять. Я очень рада, что сегодня установили такую прекрасную скульптуру, которая показывает и его фигуру, и лицо, но самое главное, его душу, его сердце». 

Председатель правления Союза художников России, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Андрей Ковальчук в интервью "Вестнику Кавказа" высоко оценил произведение Церетели: "Это замечательное произведение Зураба Константиновича. Он нашел ход для реализации идеи творческого порыва и от души идущего вашего творчества. Мы это ощущали, ощущаем, и будем ощущать. Поэтому я искренне поздравляю Зураба Константиновича и вас с этим замечательным произведением".

"Для нас, для азербайджанцев, это знаменательное событие - отметить при жизни человека. Огромное спасибо, низкий поклон Зурабу Константиновичу за своего рода национальный праздник для азербайджанцев, которые проживают в России. Сегодняшнее мероприятие показало, сколько друзей у Полада Бюльбюлевича, насколько мы его все любим, дорожим им, ценим", - заявил "Вестнику Кавказа" ректор Московского государственного гуманитарно-экономического университета Вагиф Байрамов.

"Я горжусь тем, что являюсь гражданином своей родины - России, при этом я горжусь вдвойне, что являюсь азербайджанцем. В таком позитиве развиваются взаимоотношения между азербайджанским народом и российским народом. Думаю, в перспективе они будут еще больше сближать народы на примере того же Полада Бюльбюлевича, который является сыном и советского народа, и российского народа, потому что мы все воспитаны на советской, русской культуре, и мы этим гордимся. У нас много общих у нас традиций во взаимоотношениях, и мы этим дорожим", - сказал Байрамов. 

"Я Полада Бюльбюлевича знаю много лет, с тех пор, как он был еще мастером эстрадного искусства, представлял свою республику и большую советскую страну на эстрадной сцене. Скульптура очень точно передала то состояние, в котором находится этот исполнитель на сцене перед зрителем. Нам приходилось работать на одной сцене, в частности в филармонии, которой руководил Полад Бюльбюлевич. Потом он стал министром культуры, но в нем и сейчас живет артист. Какое бы положение и какую бы должность он ни занимал, но он всегда останется артистом. Этот человек всегда представлял свою республику, свой народ на эстрадной сцене, а сейчас представляет ее на политической сцене. Я очень горжусь Полад Бюльбюлевичем, ценю его отношение и ко мне лично, и к моему творчеству. Я очень рад, что присутствую на таком знаменательном событии, когда великий художник Церетели смог воплотить образ нашего артиста в этой статуе", - заявил "Вестнику Кавказа" заслуженный артист Азербайджана Сархан Сархан.

"Памятник мне очень понравился. Он такой неформальный, такая замечательная поза, и видна душа, и видно, что это человек, который в бронзе, он в этот момент, вложив всю душу и сердце, поет. Так прижата рука к сердцу! Это все как настоящее, как живое. И вечер замечательный. Пускай таких будет побольше. Но много таких быть не может, потому что уникальных, одаренных, прекрасных людей, как Полад Бюльбюльоглы, очень мало", - сказала "Вестнику Кавказа" поэтесса Лариса Рубальская.

Ее поддержал и заслуженный артист Азербайджана, солист Большого театра России Эльчин Азизов: "Все, что связано с этим уникальным человеком, Поладом Бюльбюлевичем, не может не нравиться. Это мое личное мнение, потому что я имею честь быть лично знакомым с ним со своих 16 лет, и не побоюсь этого слова, быть близким с ним, это родной для меня человек. Для меня, не только для меня, для всех, все, что связано с Поладом Бюльбюлевичем, всегда что-то большое, праздничное и всегда с огромным знаком плюс. Обратите внимание, как скульптура тонко и четко передает состояние артиста - рука у сердца. Это и артист с большой буквы, и человек с большой буквы, который действительно дарит людям все, что идет от его большого сердца. То, что в этом прекрасном храме искусства будет скульптура Полада Бюльбюлевича, для меня, азербайджанца, большая честь, большая гордость. 

Ведь это уже не просто фамилия, это династия. Сегодня блестяще дирижировал [сын Полада] Муртуза. Полад Бюльбюлевич- достойнейший сын своего отца Бюльбюля. Золотыми буквами вписано имя в историю не только азербайджанской музыкальной сокровищницы, но и мировой. И Муртуза сегодня доказал, что фамилия будет продолжать вписывать новые имена".

Президент Национальной академии наук Азербайджана, доктор минералогических наук, профессор Акиф Агамехти оглы Ализаде в интервью "Вестнику Кавказа" заговорил стихами поэта Бахтияра Вагабзаде:

" Мы в детстве во взрослых спешим превратиться, 
А взрослыми в детство хотим возвратиться. 
Одно ли желанье? Шесть или десять? 
Не счесть и не взвесить! 

Века ожиданья того и сего… 
Тоска ожиданья сильнее всего, 
С рожденья до смерти мы все в ее власти, 
С рожденья до смерти мы ждем свое счастье, 
И ждем свое счастье и рвемся на части, 
С рожденья до смерти имея его.. . 

Мы счастливы, что сегодня мы с Поладом Бюльбюльоглы в этот вечер отмечаем великолепный его бенефис. Зураб Константинович нам подарил большой праздник. Весь Азербайджан сегодня радуется успеху нашего посла, нашего любимого композитора, певца, Полада Бюльбюльоглы".

Поэт Андрей Дементьев заявил "Вестнику Кавказа": Я, наверное, один из немногих здесь, кто знает Полада много-много лет, когда он был еще совсем молодой, юный. Мы с ним дружим уже столько лет, что когда я смотрю, я думаю, неужели так быстро пролетели эти годы. Это великий гражданин Азербайджана, великий друг России. Это человек, который так много сделал и для Азербайджана, и для СССР. Он отдавал себя культуре и как министр культуры Азербайджана, и как посол. На его концерты приходили люди разных национальностей - и русские, и азербайджанцы, и узбеки, и евреи, все. Полад Бюльбюльоглы - красивый символ СССР, красивый символ Азербайджана, красивый символ России. Помню, когда пел его отец, великий певец Бюльбюль, я думал: «Дай Бог, чтобы у Полада так же сложилась жизнь как у его отца, чтобы его любили миллионы людей». Так оно и случилось. Его любят миллионы. Он соединил в себе и талант, и доброту, и уважение к людям, и красоту - духовную, внутреннюю. Я его обожаю.Когда-то я написал ему стихи:

Мой друг Полад талантлив и красив

Мы оба с ним из бывшего Союза

Однажды свой блистательный мотив

Соединил он и с моею музой 

Мы идем по жизни рядом. Я счастлив, что он написал музыку на мои стихи, я счастлив, что я его хорошо знаю, что мы дружим. когда было 200-летие Лермонтова, он пригласил меня в Баку, где отмечали юбилей великого русского поэта. В Москве еще надо поучиться, как это делать. Уже разные государства, самостоятельные, независимые, но на этом празднике даже министры читали Лермонтова - и по-русски, и по-азербайджански. 

Несколько раз мы были в Азербайджане по приглашению президента Ильхама Алиева.

Я очень многих знаю в Азербайджане. В Литературном институте со мной вместе учился на одном курсе великий поэт, мой друг Наби Хазри. Я ходил по Баку и видел, что сейчас там улицы названы в честь людей, которых я хорошо знал. Это одно из интеллигентнейших государств. Они все понимают по-русски, они великолепно совершенно чувствуют поэзию, звучит ли она на азербайджанском или на русском языке. Я люблю Баку, я люблю Азербайджан. Он для меня очень дорог". 

Отвечая на вопрос о нагорно-карабахском конфликте, Дементьев заметил: "Его можно разрешить только мирным путем, только переговорами, только здравым смыслом. Сейчас мир настолько неспокоен, настолько жесток, настолько наполнен гневом, враждой, что я написал: 

Разные пути ведут нас к Богу: 

Через храм, мечеть и синагогу. 

Мы должны идти этим путем к Богу только через мир, только через договоренность, только через понимание. Здравый смысл - качество, которое принадлежит интеллигентным людям, образованным, добрым, мудрым".

Живописец Таир Салахов также высоко оценил работу своего друга и коллеги Церетели: "Он делает памятники своим друзьям при жизни мастерски, с большой любовью и сердечностью. Это памятники, скульптуры, которые будут жить вечно, которые будут говорить и о Поладе, и о Зурабе, и о нас всех. Этот подарок осчастливил не только Полада, но и всех, кто здесь присутствует. Это скульптура живущего человека, друга, деятеля культуры. У Полада и музыка замечательная, и голос замечательный. Весь СССР его знал как певца, как композитора. И семья у него замечательная. Его отец Бюльбюль был светилом азербайджанского исполнительного искусства. Он учился в Италии, сумел достичь таких высот, что получил признание еще в сталинское время. Полад родился в такой семье, он сын своего отца, и он своим творчеством тоже прославил его. Мы дружим с 1963 года. Ему было 16 лет, когда он пришел ко мне и сказал: «Таир Теймурович, у меня пластинка выходит, может быть, вы сделаете набросок с меня?». Я сказал, с удовольствием сделаю. И я сделал два рисунка. Сейчас один рисунок у него, один у меня. С тех пор мы дружим. А недавно Зураб Константинович принес фотографию той работы в гипсе, отлить он тогда еще не успел. Мне понравилась эта скульптура. Есть еще скульптуры Дементьева, Кобзона. Это одна школа, это мастерство Зураба Константиновича Церетели, это большой подарок всем, кто любит творчество Полада Бюльбюлоглы". 

Сам виновник торжества, Полад Бюльбюльогды в интервью "Вестнику Кавказа" заявил: "Конечно, это большое событие в моей жизни, потому что Зураб Константинович сделал мне сюрприз. Я не позировал, он мне об этом даже не говорил. Кто-то из наших общих друзей сказал, что Зураб Константинович готовит мне на юбилей сюрприз, но я думал, это будет какая-нибудь картина или небольшая скульптура, что-то из его работ. Но когда он принес мне фотографию скульптуры, я удивился. Для каждого творческого человека это большое событие, когда оценивают твое творчество, твой жизненный путь. Церетели создал целую галерею портретов людей творчества. Мне даже неудобно называть их фамилии, потому что там очень много выдающихся, великих музыкантов. В этом ряду иметь свою скульптуру- это очень почетно, очень волнительно. Конечно, я горжусь тем, что я представитель Азербайджана. Теперь в ряду этих выдающихся деятелей культуры будет и азербайджанец".

18710 просмотров