Вестник Кавказа

Олимпиада завершилась. Что осталось?

Россия завершила один из самых грандиозных проектов за свою историю, и возникает вопрос, что станет с Сочи, в который было вложено столько денег, после Олимпиады.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский говорит, что отныне Сочи позиционируется для туристов как "курорт номер один": "Такого уровеня курортной инфраструктуры, который Сочи получил в процессе подготовки к Олимпиаде, не встретить ни на одном курорте в России. Сочи может конкурировать со многими мировыми курортами. Мы уверены, что Сочи по итогам Олимпиады в 2014 году получит значительный приток туристов и поделится турпотоком с соседними регионами".

Важным Уманский считает, что в Сочи "пришли профессиональные компании, управляющие гостиницами, со всей страны, а в некоторых случаях и из других стран. Это очень правильный менеджмент, которого нашим курортам сильно не хватало. Сейчас мы видим абсолютно другой подход к ценообразованию, к работе с партнерами".

Доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, участник проекта в рамках программы "Исследование влияния Олимпийских игр" Мария Горячко напоминает, что из вложенного в Сочи объема средств большая часть осталась на территории города: "Это инфраструктура, транспорт, канализация, которой в Сочи не было. Кроме того, Сочи получил новый образ жизни. Люди стали не только добрее, они повели детей в спортивные школы. Сочинцы стали работать в более высоко оплачиваемых сегментах экономики. Город перестал быть энергодефицитным. Но мало создать инфраструктуру, важно создать условия, при которых эта инфраструктура будет эффективно использоваться".

Первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенёв признает, что "для государства было бы интересно максимально большое количество объектов передать частным инвесторам, но это не позволяют сделать те условия, в которых создавались объекты. Ошибки при проектировании неизбежно возникали из-за жестких сроков, сложного рельефа, сложной геоподосновы, и что самое главное - очень бережного и трепетного отношения к окружающей среде. Высокие экологические стандарты заложили достаточно высокую себестоимость в построенные объекты, и очень сложно навязать частным инвесторам в виде обязательного обременения выкуп тех или иных объектов…. Предстоит проанализировать ошибки, недостатки, чтобы на последующих проектах их не допускать. И, конечно же, необходимо, чтобы государство, развивая свои отношения в рамках частно-государственного партнерства, не входило в проект, как сторона контракта, а участвовала в проекте как обеспечивающая сторона, которая берет на себя тяготы инфраструктурных затрат. Тогда себестоимость гостиничных номеров будет не так велика".

По словам Гутенёва, "первоочередная задача - обеспечить загрузку сочинской инфраструктуры. И здесь чрезвычайно важно наряду с доступным транспортом, привлечением мощных лоукостеров, которые обеспечили бы приемлемую с финансовой точки зрения логистику, закрепить позитивный тренд в ментальности населения сочинского региона. Несколько десятилетий назад я приезжал в Сочи, и когда подходил к пятачку, где толпились таксисты и просил куда-то отвезти, они говорили: "Сейчас, доиграем в нарды"…. Сейчас произошло коренное изменение, и термин "вежливые люди" становится фирменным брендом России".

10555 просмотров