Вестник Кавказа

О чем писал Топчибаши в эмиграции

В Москве прошла презентация книги «А.М. Топчибаши: документы из личных архивов, 1903–1934». В сборнике впервые публикуются документы из личных архивов советского, затем азербайджанского дипломата Рамиза Абуталыбова, которому удалось собрать уникальные материалы о жизни русской и азербайджанской эмиграции во Франции. С 1971 года Абуталыбов работал в ЮНЕСКО и завязал дружеские отношения со многими представителями эмиграции разных «волн». Это позволило ему вернуть на родину ценные исторические документы, предметы искусства, которые хранятся сегодня в музеях и архивах России и Азербайджана. 

«Первая часть – это 1903-1917 годы, годы участия мусульман в работе Государственной думы царской России, Российской Империи, первой, второй, третьей, четвертой Думы. И документы посвящены в основном поездкам, встречам Топчибаши, который в то время был одним из ведущих юристов, адвокатов России. Выпускник Санкт-Петербургского университета он вместе с татарскими, среднеазиатскими мусульманами создали партию «Союз мусульман России».
Вторая часть об иммиграции. После 1920 года азербайджанские дипломаты не вернулись на родину, остались во Франции, и вся переписка касается той деятельности, которую они проводили там, участвуя в различных международных мероприятиях по разъяснению мировой общественности агрессии со стороны советской России и потери независимости.
22 года эти документы лежали в госархиве без движения. Я сам даже не представлял, какие это материалы. Я привез килограмм 200 и все это передал в архив, - рассказывает Рамиз Абуталыбов. - Есть такая пословица у азербайджанцев «Драгоценный камень может оценить только ювелир». Таким ювелиром оказался Салават Исхаков, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, который посмотрел и первый комплимент сказал: «Рамиз, вы сидите на кладе». Он провел очень большую работу. Салават прекрасно знает российскую историю, особенно связанную с мусульманами в начале ХХ века. У него три большие монографии. Одна монография называется «Российские мусульмане и революция 1905 года», вторая – «Российские мусульмане и революция 1917 года» и третья монография – это «Гражданская война и российские мусульмане». Поэтому я думаю, что на сегодня лучше знатока этой проблемы нет».

«Проблема была в том, что эти документы очень сложные для передачи,- рассказывает составитель сборника, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Салават Исхаков. - Поскольку написаны они не для печати. Это письма, записки, какие-то наброски, какие-то проекты, какие-то черновики и так далее, то есть это документы, которые мы называем документами личного происхождения. Но в этом их огромная ценность. В этих документах мы можем найти удивительные моменты, которые говорят о той исторической действительности, представляя ее совершенно иначе, а не в тех книгах и статьях, которые потом историки пишут. Здесь мы видим историю глазами тех людей. Сложно было восстанавливать тексты, разобраться в почерке, потому что писали они очень своеобразно. Одну страничку из письма Топчибаши я разбирал около месяца, потому что это фотокопия письма, которое хранится в Париже. Там такие палочки, потому что у него рука болела, и он писал палочками. И этими палочками целое письмо написано. Получилось удивительно, как будто какую-то древнюю рукопись пришлось расшифровывать, но у нас есть такой прием – когда мы смотрим на текст, не понимаем его, убираем, через неделю смотрим снова, и какая-то буква появляется, слово проявляется и так далее. Так несколько раз в течение какого-то времени смотрит специалист, он постепенно понимает его просто уже на уровне интуиции. Слово возникает как образ. 
Эта работа была увлекательная, настоящая работа историка. Мы при этом могли ошибаться где-то, какие-то моменты не разобрали, но это наука. Наши коллеги поправят нас, сделают какие-то замечания, и будут дальше идти по этому пути. В этом наша задача и была, чтобы мы дали возможность, не заменяя историков Азербайджана, которые очень хорошо знают все эти вещи, помочь развивать эту базу данных, источники, чтобы историки Азербайджана могли пользоваться этими нашими скромными публикациями и продвигать науку».

«История начинается с источников. Как жизнь начинается с матери, история начинается с источников, - говорит руководитель Центра кавказоведения при РГГУ, доцент истфака МГУ Исмаил Агакишиев. - И азербайджанскому, и русскому народу очень сильно повезло, что есть такой человек. Это стало нашим общим достоянием. Эта книга будет у многих настольной книгой».

«Наше творческое сотрудничество привело к тому, что появилось несколько книг. Эти книги являются сборниками документов, которые находятся в разных архивах: и в Москве, и в Баку, и в других местах, - рассказывает Салават Исхаков. - Эта последняя книга из этой же серии. Историки должны искать новые документы, и это наш долг – воссоздавать историческую правду. В этом смысле сборники документов гораздо ценнее, документы – это бесценная вещь, которая остается всегда и будет воспринята потомками, это история, которая передается из поколения в поколение».

Справка
Топчибаши Али-Мардан бек Алекпер оглы
Родился в 1862 в Тифлисе. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Публицист, редактор газет "Каспий", "Баку", "Хаят" ("Жизнь"), присяжный поверенный, гласный бакинской Городской думы. Избирался председателем ЦК партии "Иттифак-аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Депутат первой Государственной думы. Примыкал к левому крылу фракции "Народная воля".
После Февральской революции 1917 выступал за сохранение единого Российского государства и созыв Учредительного собрания, ни в какие партии не вступал. Возглавлял Азербайджанский национальный комитет. Участвовал в работе Кавказского и первого Всероссийского мусульманского съездов, на которых выступал за федеративное устройство России. Выступал за "единение всех народностей и установление контактов между ними". После провозглашения Азербайджанской демократической республики (АДР) - ее чрезвычайный представитель в Грузинской демократической республике, затем в Турции. Находясь в Стамбуле, был назначен министром иностранных дел АДР. Возглавлял делегацию АДР на Парижской мирной конференции 1919 года. После установления в Азербайджане советской власти (1920) – в эмиграции.
12760 просмотров